Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Петербург. Только по любви" реж. Рената Литвинова, Наталья Кудряшова, Авдотья Смирнова и др.

Альманах "Москва, я люблю тебя" (это где "Бабушка Уйня" Кончаловского-мл. и проч.), вышел еще в 2010-м -

http://users.livejournal.com/-arlekin-/1816221.html

- а тут и новый подоспел ("Москва, я терплю тебя"), его я пока не видел. Петербургский аналог обещал что-то по меньшей мере более приличное, но лажа страшная: новеллы разномастные, а зацепиться почти не за что.

Мне на самом деле понравилась лишь одна история - "Аничков мост", где усталая героиня Полины Кутеповой ведет автобусную экскурсию для зажравшихся, не увлеченных "великыя русскыя культурой" интуристов, и даже не стала бы из-за пробок выпускать их на Аничков мост, а поехали бы сразу на обед, но мужик с путеводителем настоял. И вот экскурсовод рассказывает "концепцию" скульптурной композиции Клодта, а случившийся здесь же "индейский вождь" ее опровергает - мол, ошибочно судите, неверный порядок рассмотрения статуй предлагаете, речь идет не об укрощении человека природой, но о том, что природу нельзя укротить, человек один, а лошади разные, даже разных пород... - завязывается дискуссия. Режиссер эпизода - Наталья Кудряшова, к которой я с большим скепсисом после "Пионеров-героев" отношусь, но тут и не в режиссуре дело, а в сценарии, автор которого - некий Рафат Самигуллин. Не знаю такого и тем более не ведаю, откуда от взял информацию про коней, едва ли сам додумался, но получился такой занятный и неожиданно многослойный мини-квест. Прям жалко, что хронометраж истории невелик - там можно было подробнее разработать и линию героини Кутеповой (почему она так измождена? какие у нее там сложности с матерью, которая звонит по телефону?), и характеры пассажиров-экскурсантов подать объемнее; ход с индейцем, правда, слишком уж искусственный - но как раз для такой короткой зарисовки это нормально, в другом формате понадобилось бы и с ним что-то делать.

Еще две штучки - фигня, но забавная. Финальный "Выгул собак" Авдотьи Смирновой в целом подозрительно напоминает на уровне общего замысла сорокалетней давности "Двух пуделей" Семена Исааковича Злотникова, отработанных сначала Арцибашевым на Таганке ("Надежды маленький оркестрик"), а позднее антрепризами 90-х (я видел жуть с участием Ирины Алферовой!). Но тут хотя бы детали яркие - начиная с пролога, где героиня Анны Михалковой знакомится по интернету и встречается с православным "женихом", который ищет 35-летнюю девственницу, заканчивая, конечно, "ударным", пусть и нарочито скетчевым, до безвкусицы, эпизодом посещения "экстрасенсов", где в образе камлающего шамана выступает Михаил Боярский (стыдоба, но ржака). При том что сама по себе история - была женщина одинокая, гуляла с собакой, встретила мужчину, гуляющего с собакой - яйца выеденного не стоит. Да еще предшествующая "Аничкову мосту" новелла "Селфи" Аксиньи Гог. А это че, реально был Никита Смольянинов?! Я его не узнал - богатым станет! Ну вообще, по большому счету, "Селфи" - жуткая ерунда, а все-таки веселая и с налетом иронического "эстетства": девушка приезжает в Питер, чтоб напиться, переспать с незнакомцем и прыгнуть с крыши. Напиться удается, а дальше начинаются проблемы - незнакомец пьяный бросается на стену и разбивает лицо, а поутру проснувшись в его койке, девица собирается сигануть вниз, но внизу помойка, грузин, подрядившийся застрелить героиню по ее собственной просьбе, скорее расплачется, чем на курок нажмет, да и парень признается, что был пьян и ничего не смог, так что по всем пунктам облом - но можно предположить, что он это специально говорит, не хочет, чтоб подружка впрямь померла. Ксения Середа как оператор, актеры, художники по костюмам - многие постарались, чтоб эта херня имела товарный вид, и в итоге "Селфи" выигрышно смотрится на фоне прочего.

Ну с Ренатой Литвиновой и ее "Снами Иосифа" все ясно, Рената Муратовна в привычном репертуаре и амплуа: по сюжету у героини мама и дочки, все они отправляются на "Ленфильм", где снимается фантазийно-биографический фильм про Бродского. Падает в павильоне искусственный снег, на кастинге мелькает Максим Виторган, за рулем авто, доставляющего семейство на киностудию, сидит "тридцать лет влюбленный в маму" (рассказ ведется от лица одной из дочерей) Василий Горчаков, где-то еще возникает Константин Шавловский, цвет чередуется с ЧБ - короче, запоздалое, из 1990-х, тусовочное кино, непротивное, неостроумное, никакое, и Литвинова несмешная, что обиднее всего. Еще больше меня расстроило "Утро" Оксаны Бычковой, потому что Бычкова мне интересна (несмотря на то, что "Еще один год" также разочаровал), а в главной роли у нее снова (как и в "Еще один год") снялась изумительная Надежда Лумпова. К ее героине подкатывает парень, утверждает - печатая текст на мобильнике - что глухонемой. Приглашает в ресторан, приносит подарки, и вообще они уже серьезно встречаются, как вдруг, уже собираясь на "знакомство с родителями", становятся свидетелями автоаварии, и жених (его играет вездесущий Александр Паль), не растерявшись, вызывает скорую, проявляя недюжинные способности к совершенно нормальной членораздельной речи. Невеста в шоке и от неожиданности, и от обиды - ведь ее обманули! А с другой стороны - хороший ведь парень, раскрыл себя, чтоб спасти другого, да и любовь у них вроде настоящая... Но вот она спрашивает его: а зачем? И он ей: да так... И что? Ну а правда - зачем? Но и "Утро" хотя бы за счет актеров как-то смотрится. Добили меня две новеллы.

Воцерковленный сценарист Наталья Назарова сочинила и сама сняла как режиссер какую-то нестерпимую хуету под названием "Просто концерт". В ней рассказывается, как сильно поддающая тетка-крановщица мечтает для своей дочери (которую, я так понял, воспитывает одна) лучшей доли, ради чего, выдав девочку за мальчика, пристраивает в мальчуковый хор: мол, гастроли, перспективы, карьера - а у девочки уже грудь намечается... Але, это вообще о чем? Пока не становится ясно, к чему идет дело (крановщица уходит с работы пораньше, выбирает платье, наводит марафет, отправляется на концерт, где едва не забывает отключить мобильник, не дослушав хористов выходит в буфет за коньяком и продолжает бухать уже в кафе при дочке) еще на что-то рассчитываешь, но поворот с переодеванием, бинтованием груди - и не разовым, а, выходит, регулярным в течение длительного периода - сбивает с толку напрочь. Автор пытается подать этот сюжет как убедительный, достоверный, реальный? Или это такая, прости, Господи, "парабола"? Ну да к православным в голову лучше не лезть, кроме говна там все равно ничего не найдешь.

А самая нелепая, и не просто глупая, а гнусная поделка в этой подборке, по моему убеждению - "Девочки" Анны Пармас. С участием двух знаковых артисток - Светланы Камыниной и Надежды Маркиной. Мать и дочь на ходу обсуждают очередную беременность последней - у дочери, которой около сорока, уже есть два ребенка, а мужа нет. Мать, как бы насмотревшись телевизора (как будто русским для этого нужен телевизор! ох уж эти питерские евреи-интеллигенты, ни за что не перестанут верить сокрытую искру народного русского духа!), поносит либерастов и мечтает о возвращении Сталина, а дочери ее слушать до того невмоготу, что вот-вот на улице разродится прежде срока. Кругом неудобство, грязь и хамство (гардеробщица в больнице ведет себя как главврач), но... все забывается, когда будущие мама и бабушка умильно наблюдают в мониторе плод: девочка! У меня нет слов. Счастья вам, женщины, и чтобы Сталин поскорее вернулся.

Кроме всего прочего, уродства проекту добавляют потуги связать новеллы сквозными персонажами - получается, что быдло-придурки и эстето-дегенераты из разных историй существуют словно на общей кухне (ленфильмовской, ага). Ну, может, это очень по-питерски... Тогда у меня вопрос в связи с героиней Ирины Соколовой - ведь эта умеренно-эксцентричная бессловесная старушка в шляпе - сперва в автобусе с Маркиной ("Девочки"), потом на Аничковом мосту и далее на концерте с Уколовой ("Просто концерт") - это Ирина Соколова? Уникальная актриса, в основном театральная, по ток-шоу незасвеченная и оттого, не в пример Михаилу Боярскому, немедийная. Я ее видел в очень разных ролях - разброс от Элеоноры Дузе (у Виктюка) до ослика Иа-Иа (у Праудина), то есть в театре она все-таки обладает определенным статусом. Здесь же, в "Только по любви", она проходит тенью через весь альманах - я так понимаю, обозначая "дух города", "доброго гения" Санкт-Петербурга, такой "типично питерской пенсионерки". Это, допустим, мило, но трудно отделаться от мысли, что если уж кто-то из героинь проекта заслужил отдельного рассказа - то именно она; и может быть ее истории, ее судьба, драма (или, кто знает, трагикомедия?) как раз и стоила бы всех семи представленных в сборнике.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments