Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

на прямой связи из Москвы: "Сноуден" реж. Оливер Стоун

На прогнившем Западе, где неподкупных журналистов не убивают по подъездам выстрелом в голову, а агентов-перебежчиков не травят радиоактивным чаем, сценаристам шпионских драм особо не развернуться, но "саспенс" надо как-то нагнетать, отрабатывая нехилый бюджет, и Стоун старается. Хотя про "Сноудена" уже выпустили документальный фильм:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3151662.html

но игровой - дело другое, благо в исполнении Джозефа Гордона-Левитта эта сомнительная фигура оказывается куда симпатичнее, чем собственной персоной. Мало того, в основе картины - книга Анатолия Кучерены (лопающийся от жира и самодовольства выродок мелькает в кадре, изображая русского посла Добрынина), и уже одно это дает полное представление, в каком свете режиссер намерен вывести героя, если даже кто-то еще в Стоуне сомневался. Точка отсчета - 2011 год, но прослежены события начиная с 2004-го, когда тщедушный очкарик, правда, неплохо стреляющий, после перелома костей вынужден был распрощаться с мечтой о спецназе, но будучи потомственным "защитником родины" (дед и отец тоже служили - "есть такая профессия"), желает посвятить себя стране и оказывается стажером ЦРУ, где несмотря на все его чистоплюйство находит куратора-покровителя. Невеста-либералка поддерживает Эдварда в его желании бороться за свободу и права, и чем дальше он понимает, что ЦРУ и АНБ эти права нарушают, тем сознательнее движется к рассекречиванию их незаконных действий.

Конечно, сами факты и достаточно умелая (Стоун - не большой художник, но профессионал мастеровитый) их подача делают фильм смотрибельным, по-своему даже увлекательным. Есть моменты, уводящие пропагандистскую агитку в поле "чистого жанра" - например, вынося секретные данные через КПП базы, герой прячет карту с информацией в кубик Рубика, свой талисман, проходящий символическим лейтмотивом через всю картину (Кучерена сочинил, или как?), и вместо того, что пройти согласно требованиям протокола через металлоискатель вместе с ним, перебрасывает кубик улыбчивому чернокожему охраннику, тот ловится на отвлекающий маневр и таким образом, по версии Стоуна, "правда Сноудена" буквально "выходит наружу.

Поскольку несколько дней в гонконгском отеле, дискуссии с неподкупными журналистами и документалисткой-правдоискательницей уже отработаны в неигровой картине последней, Стоун, не обходя их вовсе стороной, делает ставку все же на предысторию, а не на кульминацию - что тоже с сугубо профессиональной точки зрения разумно, выигрышно. И в этом плане, как киношное зрелище, "Сноуден" Стоуна смотрится не хуже, чем "Салли" (переназванное для русских "Чудом на Гудзоне") Иствуда. Вот только у Иствуда человек совершает невозможное, "чудо" - но не считает себя героем, а говорит, что просто делал то, что должен, спасая людей; у Стоуна же - вместо того, чтобы выполнять, преднамеренно нарушает свой долг, вместо того, чтоб спасать товарищей, топит их, и видит себя в героическом ореоле, да и толпу поклонников вокруг себя собирает.

Вопрос "ху из мистер Сноуден" для Оливера Стоуна, так же как и для документалистки Лоры Пойтрас (в фильме Стоуна она оказывается одной из героинь) - риторический: конечно, он молодец и просто красавец, вывел на чистую воду самого Обаму как пособника фашистских американских спецслужб и предтечу грядущей тирании. Да, Сноуден в фильме так и говорит - когда-нибудь придет к власти другой человек, воспользуется техническими наработками и установит тиранию! Говорит он это, что характерно, на прямой связи из Москвы, где прототип киногероя уже несколько лет проживает - надо думать, свободно, без слежки и давления.

"Так он и умрет в Москве, никогда не вернется" - бросает походя один из бывших начальников Сноудена, и, видимо, знает, о чем речь, но высказывается осторожно. Потому что ведь одно дело умереть в Москве, дожив до старости - это еще куда ни шло; и совсем другое - скоропостижно скончаться лет в тридцать, к примеру, от сердечного приступа, к тому же в имея в перспективе шанс получить помилования или хотя бы сбежать в Эквадор... Но то реальный персонаж и документальное интервью на титрах, а вообще в фильме кураторы и менторы юного гения кибершпионажа - довольно выпукло обрисованы и сыграны статусными артистами, что Корбин О'Брайен, изначально тащивший Сноудена за уши по карьерной лестнице несмотря на все его сомнительные эскапады (Рис Эванс), что "усомнившийся Макар" Хэнк Форрестер, предшественник и фактически духовный, а не только технический, наставник Сноудена на базе ЦРУ (Николас Кейдж). И это очень мило - в ЦРУ и АНБ, оплоте американского фашизма, цитадели убийц и военных преступников, обеспечивающих доходы толстосумам в ущерб свободе рядовых граждан, царит дух беспримерной демократии, все поминутно, открыто и резко, причем что либералы, что консерваторы, критикуют президента и существующую систему, на которую номинально работают!

Сноудену же ничего не остается, как только из общения с коллегами и наблюдения за их действиями сделать правильные выводы о том, что сотрудничая с АНБ и ЦРУ, он "защищает не сограждан, но преимущество своего государства". Видимо, настоящий либерал - это тот, кто защищает преимущества чужого государства. Сноуден в этом плане - идеальная икона либерализма, недаром же невеста еще во время их юношеских прогулок по Вашингтону вливала, что Буш - это новый Гитлер, что Америка на всех нападает и бомбит по всему миру безвинные семьи, а жируют на этом боссы военно-промышленного комплекса. Невеста эта в исполнении Шейлин Вудли - никчемная бабенка, шлюшка-неудачница, танцовщица с фотоаппаратом, дилетантка; и "либералка" - единственная характеристика, по которой о ней остается судить за неимением других сколько-нибудь "позитивных" примет; а уж когда героиня Вудли скачет верхом голой попой на Гордоне-Левитте - это курам на смех, лучше бы уж боролась против американской военщины, и то менее смехотворно.

Все выкладки Стоуна в очередной раз отлично вписываются в православно-фашистский пропагандистский канон своей "фактологической" (ну если считать изложенные Кучереной данные "фактами", а для этого надо обладать большим запасом душевной чистоты и доверчивости) стороной - но вот проблема, идеологическим подтекстом и общим пафосом идут с теми же установками асболютно вразрез. Для русских либерал, а тем более национал-предатель и эпилептик до кучи - ни разу не герой, хотя бы он и предал не Святую Русь ради поганых пиндосов, а наоборот; и чем яростнее Сноудена стараются представить бескорыстным борцом-одиночкой, тем сильнее соблазн увидеть в обыкновенном тщеславном клоуне виртуозного двойного агента, непонятно только, на какую же все-таки из сторон продолжающего работать. И вряд ли православных Сноуден устраивает в качестве образца для подражания, морального и поведенческого ориентира, на чем так агрессивно настаивают создатели посвященных ему документальных и игровых лент: хорошо если ему станут подражать молодые американцы - ну а если и их русские сверстники тоже?! Протест против тирании православных устраивает, если это тирания "вашингтонского обкома", а под кремлевскими стенами те, кто за этими стенами сидит, предпочитают видеть крестный ход вокруг ленинского мавзолея, причем заранее согласованный.

А между прочим, если б русские хотели, они могли отпустить его сразу на пересадку до Латинской Америке, и аннулированный паспорт США им бы не помешал - его не отпустили сознательно. Теперь уж не отпустят и подавно: пользу, которую можно было извлечь из предательства Сноудена, он русским уже принес, информаторский и пропагандистский ресурс свой выработал, а вот проблем, особенно если не дай бог и впрямь окажется принципиальным защитником "прав человека", может доставить сколько угодно, ну а русские, может, и звери, но те, кто ими руководит, в отличие от Сноудена, Стоуна и его почитателей, уж всяко не идиоты и понимают, что делают, а сделать они способны все, что угодно и что необходимо для достижения целей, и кто посмеет их остановить - неподкупные журналисты, принципиальные информаторы? Да ведь это не из АНБ украсть секреты, когда и сбежать позволят, и родителей не тронут, и невесту отпустят "воссоединиться с любимым". У православных иные методы защиты национальной безопасности, и немногим ведь захочется получить пулю в голову или откушать чаю с полонием.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments