Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Мадам Бовари" Г.Флобера, "Русская антреприза им. А.Миронова" (СПб) в РАМТе, реж. Андрий Жолдак

Когда в 2015 году "Мадам Бовари" Жолдака не приехала в Москву, было очень обидно - "масочное" жюри отправили смотреть спектакль в Петербург, а перед показом там, я слышал, руководитель "Русской антрепризы имени Андрея Миронова" (в ней одни русские, это понятно), помимо сетований на отсутствие денег и невозможность гастрольных поездок по финансовым причинам, заявлял, что ему постановка Жолдака поперек горла, но надо было его позвать, чтоб "Золотая маска" наконец-то "Русскую антрепризу" заметила. Нынешние гастроли "Русской антрепризы" - около десятка наименований на двух центровых площадках: видимо, с деньгами у русских антрепренеров стало полегче - слава Богу за все, как говорят православные. Вот только дорого яичко к Христову дню - в 2016, нынешнем году до Москвы доехали БДТшные "Zholdak Dreams: похитители чувств":

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3301221.html

Наверное, если смотреть "Мадам Бовари" и "Жолдак дримз" в хронологической последовательности - эффект будет другим, да вот, увы, не довелось. А после спектакля БДТ русско-антрепризный оставляет ощущение пересортицы, если не халтуры. То есть это, безусловно, достойная вещь - и предположу (пускай ошибусь, а проверять на личном опыте не стану), в репертуаре "Русской антрепризы" единственная такая. Но уж больно компромиссная, и в своей компромиссности убогая в сравнении с теми же "Жолдак дримз", не вспоминая уже про "Федру. Золотой колос" или "Москву. Психо". А главное - все, что в "Мадам Бовари" осторожно, половинчато намечено, в "Жолдак дримз" доведено до совершенства, и вместе с тем в "Мадам Бовари" нет, вплоть до мелких внешних деталей, ничего такого, касается ли это идей или предметов антуража, чего не было бы, но реализованного полнее, точнее, ярче, оригинальнее, в "Жолдак дримз". Ну то есть говоря напрямик: в "Жолдак дримз" на материале "Слуги двух господ" Гольдони Андрий Жолдак практически заново воспроизводит тот же замысел, что и в "Мадам Бовари", только полноценно и бескомпромиссно.

В прологе "Мадам Бовари" космические боги, внешне смахивающие на пару парней из числа "золотой молодежи", заражают ядом страсти сердце первой попавшейся питерской девушки Эммы. Потом эти же мужчины станут любовниками Эммы французской, но действие больше не вернется уже к "рамке" с божественным участием, а зачем-то более или менее последовательно Жолдаком излагается, пусть отчасти и своими словами, с неожиданными, парадоксальными пластическими ремарками и иррациональными интонациями, хрестоматийная фабула Флобера, хотя главный и более увлекательный "внутренний" сюжет строится на взаимоотношениях Эммы современной питерской с Эммой французской 19-го века. Этот сюжет, женский дуэт Эмм-двойников, Елены Калининой из МДТ и Полины Толстун из БДТ, увлекает еще и потому, что обе актрисы вписываются в эстетику Жолдака, в его сюрреалистический мир куда органичнее-партнеров мужчин. Валерий Дегтярь, наверное, как актер не хуже, но все, что он в "Мадам Бовари" делает - мимо Жолдака. Впрочем, и Полина Дудкина, играющая служанку Настази "простой душой" с карикатурным оканьем, тоже не в тему. Конфликт между рутиной супружества и нездешним светом (о, не знай сих страшных снов) чересчур прямолинеен. Да и воплощения жолдаковские замыслы требуют более изощренного - как в плане актерской техники, так и сценической машинерии.

Пространство узнаваемо в секунду: "старинный", только малометражный (на сцене РАМТа пришлось сделать выгородку - а БДТшная выгородка в Нациях, наоборот, еле встала, с трудом поместилась) потертый черный интерьер, с лепниной на стенах, с люстрой. Двустворчатые двери-портал на задней стене, справа - окно "в сад", откуда на Эмму нисходит "нездешний свет". Оттуда же, а иногда и из дверного проема, являются ей лисы (чучела), и оттуда же то дождь льет, то ветви деревьев торчат. Сухие деревца без листьев дополняют привычный жолдаковский интерьеропейзаж, его топологический стандарт - до "Жолдак дримз" и "Мадам Бовари" похожий можно было наблюдать в "Евгении Онегине", который вообще всем был хорош, кроме музыки Чайковского (добро б еще оперу на фонограмму записали, а то ведь оркестр играл, артисты пели - невыносимо!):

http://users.livejournal.com/-arlekin-/2763862.html

Истеричные эскапады, вечно мокрые волосы, нездешние сны, двойник, лисы и свет в окне - это все, на самом деле, и в "Мадам Бовари" уже не по первому разу у Жолдака возникало, а уж после "Жолдак дримз" выглядит совсем уныло. И зачем пересказывать роман, зачем вообще столько слов, да еще с пародийными цитатами, среди прочего, из "Трех сестер"?! И эта навязчивая писанина мелом на стене, и убийственная в прямолинейности символики сцена, когда героиня "распинает" себя, распластывает по створкам двери с помощь клейкой ленты (как будто недостаточно в самом начале нарисованного белым по черному схематичного распятия?). Только одна деталь меня зацепила: в первом действии (которое короче второго раза в два, а целиком спектакль длится больше трех с половиной часов), прямо в одной из первых сцен с участием французской Эммы она крошит и бросает на пол куски хлеба - для города, живущего по сей день блокадной мифологией, хлеб остается сакральной субстанцией, и агрессивное пренебрежение, с которым по отношению к хлебу поступает Эмма (да не на словах, как героиня клипа про лабутены, а на деле, на практике! Шарль в ужасе: "Что ты делаешь?! это хлеб!!!"), подчеркивает силу того вызова, который готова героиня спектакля бросить своему кажущемуся благополучию, дому с лепниной и люстрой, мужу-доктору, подрастающей дочери (довольно-таки взросленькой в спектакле - ее, насколько я понимаю, играет дочка руководителя "Русской антрепризы" Рудольфа Фурманова).

Другое дело, что ее вызов - лишь реакция на "отраву", влитую в Эмму космическими богами, и это сильно принижает статус Эммы как "трагической героини" против прежних жолдаковских Федры, Кармен, Медеи... Но опять-таки в "Жолдак дримз" и космические боги, и двойники, и инопланетный свет за окном - весь набор, только качественнее и оригинальнее. И то, что Эмма-питерская к финалу оборачивается киборгом-терминатором с пистолетом, стреляя и в окно, и в Эмму-французскую, настоящего трагизма этой механической сюите не добавляет. А финал, после трех с половиной часов, оборванный, про богов уже не вспоминают - померла так померла.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments