Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Калигула" А.Камю в театре Наций, реж. Эймунтас Някрошюс (телеверсия)

Я смотрел премьерный спектакль еще на Яузе, до открытия собственного здания театра, там он и репетировался, с участием Девотченко в роли Кереи -

http://users.livejournal.com/-arlekin-/1931675.html

Запись сделана, видимо, сильно позднее, уже незадолго до того, как "Калигулу" сняли с репертуара, и хотя Девотченко будто демонстративно выламывался из ансамбля, его заменили, и один из без того немногочисленных ярких образов постановки стал безликим.

Вообще телеверсии, что бы не говорили поборники "атмосфэры", многое проясняет в спектакле. Присутствие на представлении, конечно, что-то добавляет - но слишком много "шума" (как в буквальном смысле, так и в терминологическом - сплошные побочные явления, процессы, мешающие воспринимать собственно спектакль), а когда по телевизору или хотя бы в компьютере смотришь - ты со спектаклем, с его "текстом" (не пьесы, а именно спектакля) один на один. Хороший спектакль в записи - категорически это утверждаю, ничего не теряет за редкими исключениями, связанными со спецификой организации пространства (как в "Черном монахе" Гинкаса) например, ну или при формате "променада", тогда, конечно, телеверсия ничего не дает. В большинстве же случаев, наоборот, возможность увидеть запись без примесей (начиная с пресловутой "вешалки", не говоря уже про транспорт, погоду и прочие совсем внешние по отношению не только к спектаклю, но и в целом к театру факторы, тем не менее многое определяющие в настроении и, соответственно, в восприятии) позволяет точнее, критичнее оценить и замысел режиссера, и его воплощение. Театр Наций - заведение статусное, как выражаются либеральные интеллигенты, "прикремленное", и снимая с репертуара постановки, не выбрасывает их бесследно, они записываются и показываются каналом "Культура", даже если и выламываются стилистически из его политики, зацикленный на крестных ходах с плачущими чудотворными иконами и триумфальными гастролями синодального хора. И вот сошедший со сцены "Калигула" Някрошюса тоже отправился - не "в историю", как его герой говорит в финале, а в телеэфир.

Не так страшно получилось, как с телеверсией "Цирко амбуланте" - ну да ведь и Някрошюса, пусть даже не в самых выдающихся его проявлениях, сравнить с Могучим невозможно. В телеверсии постановка даже могла бы выиграть, если бы записана была вскоре после премьеры, а не к моменту, когда спектакль выработал свой ресурс. Тем не менее замысел режиссера считывается легче, а замечательные работы Мироновой, Ткачука и Гордина на крупных планах проявляются ярче (хотя Миронова с первых показов была великолепна, лучше всех в этом ансамбле). Сложнее с Евгением Мироновым - из зала это не столь заметно, а телеэкран предъявляет во всей красе, до чего Миронов, на "Калигуле" не впервые работавший с Някрошюсом, совершенно не вписывается в его систему координат, ну катастрофически из нее выпадает. Такой Калигула - и не философ-экспериментатор (хотя, видимо, Някрошюс мыслил в этом направлении), но и не страдающий человек, молодой мужчина в отчаянии (каким героя Камю играл в свое время Хабенский у Бутусова). Някрошюс постарался лишить Миронова всех его привычных подпорок, популистских примочек - и надо признать, немало в том преуспел, а Миронов, как настоящий профессионал, оказался режиссеру послушен. Но вся его органика, несмотря на внешнее "послушание", Някрошюсу сопротивляется, бытовуха так и прет наружу, не получается стереть личность героя до эмблемы, историю до мифа. Для Някрошюса важно исключительно универсальное, как в герое, так и в обстоятельствах, его Рим, включая триумфальную арку, построен из шифера. А Миронов играет среднего человека "с проблемами", у которого едет крыша, "тихо шифером шурша"; и я бы не сказал что даже в этом ключе как-то особенно виртуозно играет - нет, обыкновенно, средне.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments