Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"12 подвигов Гагарина" в ЦИМе, реж. Олег Глушков

На "12 подвигов..." я собирался еще в прошлом сезоне, пока студенты Рыжакова не выпустились из Школы-студии МХАТ, даже записывался, но не дошел. А недавно побывал на "Современном концерте" с их же участием, оставившим меня в удрученном состоянии:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3419679.html

Теперь созданный на основе курса театральный коллектив носит название "Июльансамбля", а "12 подвигов Гагарина" выпускались под еще более претенциозным, но и, хочется думать, более самоироничным брендом "Московского королевского театра". Определение "спектакль-миф" тоже, надеюсь, не лишено самоиронии - увы, в самом спектакле юмора явно не хватает. Но все-таки "12 подвигов Гагарина" не угнетают так, как "Современный концерт", по задумке-то они вообще любопытные.

Космонавт Николай Гагарин (не дай бог назвать героя Юрием - гагаринские дочки со свету сживут, как это было с создателями фильма "Внук Гагарина", который в итоге пришлось переименовать и тем загубили не самый бесперспективный кинопроект...) побывал в космосе, там Некто сообщил ему половину кода, после чего жизнь Гагарина уже не могла быть прежней. Он поделился кодом с женой Ириной, а по недомыслию еще и с дублером Никодимовым, "номером вторым" в отряде космонавтов. Никодимов выдал Гагарина, и заодно увел у него жену. Гагарина подвергли общественному порицанию и прополоскали в прессе, но он сумел пробраться на космодром, сбежать на орбиту и там Некто открыл ему вторую часть кода, посредством которого Гагарин познал самого себя и вместе с собой все человечество. Благодарное человечество превознесло Гагарина, а у Никодимова с Ириной тоже все сложилось неплохо, но на грешной земле.

Пространное либретто написано куда более вычурно, чем звучит сюжет в кратком изложении - смею думать, что опять-таки не без иронии. Стилистика ретро-футуризма для студенческой (изначально) работы выдержана: на Гагарине (которого по ходу играют разные исполнители) оранжевый комбинезон и накладная борода; и в принципе идея, что Гагарин - это "человек как таковой", донесена даже с излишней доходчивостью; стеклянные "скафандры"; пляжные плавки в финале, где Никодимов с Ириной пьют дайкири на берегу - это все мило. Но за исключением как раз финального эпизода на пляже, что неприятно удивляет, идея крайне слабо реализована в пластике - и этого я от спектакля Глушкова не ожидал. Пускай не каждая его работа до сих пор была шедевром на уровне "Печальной истории одной пары", но "12 подвигов Гагарина" - это совсем никуда не годится.

Никаких ярких пластических решений, если собрать все движения и спрессовать до нормального ритма - минут на шесть максимум хватит, а они размазаны на час действия! Ну ладно на орбите, в космосе - но и в клубе за коктейлями, где Гагарин проболтался на свою беду Никодимову про "код", танцы невыразительные, словно сомнамбулические. Да и не танцы, такое и хореографией не назовешь. А уж сцены семейные, любовные, не говоря уже про совещание в "центре космических разработок" - тоска! И есть ощущение, что у ребят неважно обстоят дела со сцендвижением - при том что сегодняшние молодые драматические актеры танцуют, как правило, намного лучше, чем говорят... Впрочем, как говорят участники "Июльансамбля", я пока не слышал - видел только, как поют и пляшут, восторга не испытал. По-прежнему хотелось бы попасть на их спектакль в формате, сколько-нибудь близком к драматическому театру, и понять все-таки, что за курс, раз уж его в профессиональную труппу преобразовали.

3Д-очки не спасают и мало что дают - ну разве что в "космическом" прологе еще как-то срабатывают, а дальше я их просто снял, они мне мешали, я же хотел подробнее молодых артистов разглядеть, а от очков все равно толку мало - это скорее для понта, дать моде. Проще и забавнее, когда в клубе персонажи обматывают лица клейкой лентой, превращаясь - как бы под воздействием коктейлей - в карикатуры, шаржи; хотя коктейли, по собственному опыту знаю, не так уж страшны, не следует преувеличивать их отрицательное воздействие. А что касается сюжета "Гагарин летал, Бога видал" - то стоит иметь в виду, что это по нынешним временам не шутка, а реалии, подобно тому как "православная космонавтика" - не парадокс, не нонсенс, но тема для телепередач на канале "Культура".
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments