Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Джейсон Борн" реж. Пол Гринграсс в "35 мм"

Уже не идентификация, не превосходство, не ультиматум, даже не эволюция - а просто Борн, Джейсон Борн. Из всех супершпионских боевиков изначально именно борновский цикл с первой серии и чем дальше, тем ярче выделялся не только качеством (хотя с трюками и разными там эффектами тоже был полный порядок), но неожиданным присутствием "человеческого" измерения; герой, несмотря на жанровый канон с присущей ему запрограммированностью сюжета, казался, и не только благодаря Мэтту Деймону, но и в целом стилистическому решению, да и по драматургии, убедительным, "живым", заслуживающим сочувствия. О том теперь можно лишь вспоминать, трилогия, в финале, "Ультиматуме Борна", логично приводящая от боевика к психоаналитической драме -

http://users.livejournal.com/-arlekin-/944618.html

- сделала полный круг, он замкнулся, так и не выйдя на новый виток, еще в "Эволюции Борна":

http://users.livejournal.com/-arlekin-/2357474.html

И теперь "Джейсон Борн", даром что его опять делал талантливый Пол Гринграсс, а Мэтт Деймон снова сыграл в нем того самого Джейсона Борна, окончательно превратился в набор самых скверных штампов кина про ЦРУ, где ЦРУ, как водится, одновременно - и всесильная империя зла, и контора беспомощных идиотов.

Борн между тем не у дел, он пробавляется боями без правил где-то на Балканах, измочален, побит (чужими кулаками и жизнью вообще), ни о чем не желает знать и помнить. Вдруг откуда ни возьмись - Ники, прежняя его связная. Она похитила с помощью и по заказу хакеров секретные файлы ЦРУ, в том числе касающиеся вербовки самого Борна, теперь по ее следам идут директор Дьюи ("печать зла" на лице персонажа Томми Ли Джонса превратилась в карикатурную маску) и его цепной пес, агент-убийца (персонаж Венсан Касселя после пыток в Сирии и подавно не похож на человека). Ники обращается к Борну, Борн не может отказать, а у Агента, который "провалился" из-за борновых разоблачений, вместе с шрамами на спине остался и повод для личной мести, помимо задания из центра. Но рядом с Дьюи - расчетливая карьеристка, а вместе с тем принципиальная защитница демократии (у Алисии Викандер в этой роли вид более жалостливый, чем у ее героини из мелодрамы "Свет в океане"), она ведет двойную игру, инициируя операцию против Борна, на деле же задумав избавиться от Дьюи. Выпускница Стэнфорда, девица еще и училась там вместе с миллиардером-стартапером восточного происхождения (новая смуглокожая звезда Риз Ахмед), который на деньги ЦРУ создал сетевой проект под обещания предоставить спецслужбам ключи для дешифровки личных данных пользователей, а потом, подобно своей товарке-ЦРУшнице, вспомнил о принципах юности и пошел на попятную, в связи с чем Дьюи решил его тоже убить, а теракт свалить на безвинного иракского иммигранта, сфабриковав улики.

Кроме происков "конторы" в направлении тотальной слежки и уничтожения собственных агентов раскрывается совсем уж душераздирающая предыстория Борна - он, потомственный службист, постоянно вспоминает о гибели отца, к которому приехал в Бейрут посоветоваться насчет своего "призвания", а папу взорвали на его глазах террористы. И тут выясняется - не террористы, а опять-таки ЦРУ, поскольку отец стоял у истоков программы "Тредстоун", а когда в нее попал родной сын, осознал свою ошибку - ну его и убрали, все те же злосчастные Дьюи с Агентом. И действительно, кто-то же убивает американцев, захватывает самолеты, взрывает дома - ну не мусульмане же с православными, в самом деле, не иракцы и не сирийцы, беженцы безвинные, а понятно, что ЦРУ!

Признаться, я не высидел даже то время, которое у меня еще оставалось до закрытия метро - хоть в части экшна нынешний "Джейсон Борн" как минимум не уступает предыдущим, но за погонями и стрельбой я бы лучше пошел на фильм с участием Джейсона Стэтхема, а от "Борна" ожидал чего-то другого, чем напоминания, что ЦРУ умеет только следить и убивать. В первые же минуты звучит имя Сноудена - мол, ущерб от похищенных файлов побольше, чем от него. То есть Борн оказывается теперь Сноуденом, только не самовлюбленным очкариком-придурком, который, убегая от соотечественников, попал в лапы к русским и уже не уйдет от них живым, а суперменом, владеющим любыми видами оружия, также приемами кулачного боя и только что не возможностями человека-паука.

Примечательно, однако, что сколько Борна ни убивали на протяжении вот уже четырех серий - а никак не добьют, хорошего, стало быть, в "Тредстоуне" создали бойца. И еще попутно думается, что постоянно на памяти множество случаев, когда православные гестаповцы в странах свободного мира находили и беспощадно уничтожали несвоевременно одумавшихся своих наймитов - в разные периоды и различными, в том числе самыми изуверскими способами (от Рейса до Литвиненко, а про не-агентов, просто жертв отравлений, инсценированных "самоубийств", взрывов домов и самолетов вместе с сотнями совсем уж непричастных остальных жильцов и пассажиров, лучше и речь не заводить), но кроме в крайних случаях упоминаний походя в никчемных документальных, реже игровых фильмах об этих историях никаких кин, тем более блокбастеров, не снято - ни, естественно, у русских, ни в каком-нибудь "независимом" Голливуде. Зато я не в курсе ни одного факта, когда ЦРУ устраняло бы собственного беглого сотрудника - наоборот, такой, да вот хоть Сноудена взять, "прогрессивной западной общественностью" (подкормленной православными для пущей прогрессивности) провозглашается народным героем, а фильмы о ЦРУшных зверствах выпускаются в промышленных количествах и в прокат попадают оптом, вот и "Джейсон Борн" с новым, теперь уже игровым "Сноуденом" (а недавно был еще документальный) пересекается.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments