Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Гайдн, Метнер, Прокофьев, Шнитке, Равель, Шостакович в МЗК: Ирина Бочкова, Дмитрий Ситковецкий и др.

Мой сознательный выбор - из концертов к 150-летию консерватории предпочесть не пафосный торжественный гала с вип-гостями, спекулянтами, Башметом и Соткилавой, а кафедру камерного ансамбля и квартета в малом зале - оправдал себя на триста процентов: более чем трехчасовой музыкальный марафон, первоклассные исполнители, превосходная (большая часть будто по моим личным заявкам!) программа, и спокойный полупустой зал при единой цене билета 100 (сто!) рублей, куда лишь после антракта набежала непонятная публика, а до этого собрались слушатели немногочисленные, но на редкость вменяемые. И вступительное слово завкафедрой Тиграна Алиханова не утомило, оказалось недлинным и дельным, информативным - генеалогию кафедры, ведя ее не от года создания, 1922-го, а напрямую от Николая Рубинштейна, Тигран Абрамович изложил последовательно, но конспективно, в библейском духе "Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова...", после чего предоставил площадку артистам.

Тон сразу задал квартет им. Бородина, безупречно исполнивший Соль-мажорный "Приветственный" квартет Гайдна. Вообще в первом отделении один за другим шли мои любимые композиторы - Гайдн, Прокофьев, Шнитке... Между первым и вторым, правда, вклинился Метнер 1-й сонатой для скрипки и фортепиано, причем после "бородинцев" дуэт Александра Тростянского и Константина Маслюка казался грубоватым, а что касается собственно музыки - чем больше Метнера доводится слышать в последнее время, тем больший скепсис у меня вызывает его творчество; впрочем, конкретно данная соната, салонная, со стилизованными под "старину" формами первых двух частей и живеньким финалом, где песнь ликования не переходит предсказуемо в пафосную коду, но растворяется в чистой лирике, пожалуй интереснее многих иных опусов автора.

2-ю сонату Прокофьева для скрипки и фортепиано играли Ирина Бочкова с Галиной Ширинской. Забавно, что около двадцати лет назад я впервые услышал живьем 1-й скрипичный концерт Прокофьева именно с Бочковой, исполнявшей сольную партию - и с тех пор на ее выступления ни разу не попадал, сейчас впервые - а она снова играет Прокофьева, и внешне ничуть не изменилась, и манера узнаваемая, суховатая "профессорская", но меня все это занимало, хотя слышал я 2-ю сонату и в более ярких версиях, например, когда играли Ревич с Холоденко. Здесь вслед за Бочковой-Ширинской вышла как раз Елена Ревич и в дуэте с Владимиром Сканави они выдали "Quasi una sonata" Шнитке - целевая аудитория МЗК, для которой Шнитке был и остался "абстрактист-пидарас", слегка напряглась, но поскольку среди немногочисленной публики случайных "больших любителей искусства" набиралось меньшинство, а "маленьких любителей" не наблюдалось вовсе (им, по счастью, было куда пойти), то можно сказать, что Шнитке и Ревич-Сканави стали центром пусть и камерного, но по-своему грандиозного вечера. Сочинение само по себе фантастическое, строится как конфликт, спор, обмен возгласами двух инструментов, но спор очевидно не бытовой, не "кухонный", а метафизический, и не находящий разрешения - у меня вызывающий ассоциации с финалом "К.И." Камы Гинкаса, где героиня Оксаны Мысиной бьется в белый потолок, безнадежно пытаясь прорваться к Богу сквозь каменные небеса.

Чрезвычайно любопытно было послушать дуэт Дмитрия Ситковецкого и Нины Коган - честно говоря, не думал, что Нину Коган мне вообще доведется услышать в концертах. Ситковецкий же теперь нередко и играет, и дирижирует, совсем недавно он в БЗК исполнял, кстати, тот самый 1-й концерт Прокофьева (с Федосеевым и его БСО), который мне вспомнился в связи с Ириной Бочковой; но как скрипач, и и с оркестом, и в дуэте он убеждает скорее, чем за дирижерским пультом, хотя 2-я соната Равеля вышла изящной безделушкой, но она, с легким флером где-то ориентальных, где-то испанских, а где-то и джазовых мотивов такой, вероятно, и задумана. Шостакович венчал эту программу логично, но это меня, допустим, не радовало, у меня к Шостаковичу отношение сложное, а фортепианный квинтет - и вовсе какая-то псевдо-музыка, компромиссная, популистская, под такую разве что прогноз погоды на канале "Культура" передавать. Понятно - 1940 год, но не устаю поражаться: вот 2-я соната Прокофьева, и вот квинтет Шостаковича, они созданы в одной стране и практически в одно время, с разницей в два года (другое дело, что между 1940-м и 1942-м пролегла пропасть), но насколько раскован в своих даже откровенно заказушных, а не то что камерных, наиболее "независимых", "личных" сочинениях Прокофьев - и до чего же сервильна музыка Шостаковича, как он хочет угодить, понравится, если не власти - так публике. Что ему, впрочем, не всякий раз, но часто удавалось. Исполнение Шостаковича квартетом им. Прокофьева и присоединившимся к нему Александром Бондурянским за роялем для меня не стало таким событием, как Прокофьев и Шнитке в первом отделении или "бородинский" квартет Гайдна в начале, но в конце такого насыщенного вечера пришлось к месту и ко времени.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments