Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Рафаэль в ГМИИ

По мировым стандартам подборка, мягко говоря, скромная (если не сказать грубее), а по местным понятиям - сенсационное событие. В среднем арифметическом - ничего, неплохо. Хотя почти все картины из представленных я уже видел, благо приехали они из Уффици. Другое дело, что в Уффици и без Рафаэля глаза разбегаются, а я, приехав во Флоренции лишь на день, перед тем был еще в галерее Академии и в монастыре Сан-Марко, ну академия ладно, там кроме микеланджелова Давида (подлинника, а не слепка, как в ГМИИ) ничего экстраординарного нет, но после фресок фра Анжелико в Сан-Марко никакого Рафаэля уже даром не надо. Кроме того, в палаццо Питти, что через мост от Уффици, Рафаэля-то пожалуй что и поболе будет, а народу там в разы меньше и смотреть удобнее (только вслед за Уффици, галереей и Сан-Марко в Питти от Рафаэля уже просто мутит), тогда как в Уффици - толпа, толкотня:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/2766394.html?nc=8#comments

В ГМИИ, тем более на пресс-показе, тоже многолюдно, но по крайней мере, ввиду относительной скудости набора и сфокусированности внимания, каждую вещь можно рассмотреть подробнее, не на бегу. Итак, из Уффици приехал знаменитый, и он действительно там на виду в постоянной экспозиции, ранний автопортрет в черном (1505).

Не менее хрестоматийный и по-своему прекрасный "Портрет Аньоло Дони" (1504-07).


Вообще сосредоточенность на а) портретах б) молодых персонажей - скорее приятна, хотя едва ли осмысленна, наверняка что давали, то и брали.

Женские портреты - того же раннего периода преимущественно, но модели посолиднее, и лучшая из них на мой взгляд - Элизабетта Гонзага (1506?), строгая, чуть косоватая, в несколько "северном" духе выписанная

что бросается в глаза при сравнении с чисто "итальянским" типажом на портрете Маддалены Дони (1504-07), тоже из Уффици. Хотя женский портрет "Немая" (ок.1507), размещенный аккурат напротив Элизабетты Гонзаги, тоже хорош, и к тому же вот его увидеть раньше у меня возможности не было, он из галереи Марке, что в Урбино, а до Урбино мне было неудобно ехать и я не добрался туда. И еще одна чудесная вещица, мне незнакомая - "голова ангела" (совсем ранняя, 1501, небольшая по размерам) - из пинакотеки Тозио Мартиненго, Брешиа.

Кроме живописи, из кабинета графики и гравюр Уффици выставляются три рисунка Рафаэля. Более примечательно "Погрудное изображение молодой женщины" (1505), куда менее - "Голова женщины в профиль" (1507), а рисунок к "Мадонне Грандука" (ок. 1505) если и любопытен, то постольку, поскольку присутствует на выставке и сам окончательный живописный вариант. Самое же крупное полотно экспозиции - "Экстаз святой Цецилии со святым Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной" (он же и самый поздний, ок. 1515, наиболее зрелый римский период не представлен вовсе) из Болонской пинакотеки, где я его тоже имел возможность увидеть, но уже достаточно давно, причем в отличие от Уффици в Болонском собрании Рафаэль, ныне выданный в Москву на выставку, был один-единственный:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/2019025.html#cutid1

Признаться, многофигурные аллегорические композиции - а "Экстаз святой Цецилии" представляет собой аллегорию, построенную на антиномии "бренного" ("музыка земная" - обломки инструментов в ногах у персонажей) и "вечного" (оргАн "небесной гармонии" в руках у Цецилии) - не столь выразительны, и даже "Мадонна Грандука", как ранние портреты, и в этом смысле выставочный проект, где ставка сделана именно на портреты, созданные Рафаэлем в молодости, довольно неплохо придуман, учитывая, что это все "для бедных".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments