Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Tuba mirum spargens sonum: "Реквием" Дж.Верди, "Ла Скала" в Большом, дир. Риккардо Шайи

Думал, что схожу на репетицию, и как в случае с "Симоном Бокканегра", мне этого хватит за глаза - а оказалось, тут совсем другой случай:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3422210.html

Если до репетиции я бы легко пропустил "Реквием" (ну подумаешь - что я, "Реквиема" Верди не слышал? и музыку эту не то чтоб сильно люблю), то после ну очень захотелось попасть на полноценное исполнение, все-таки репетировали "начерно", солисты и хор впервые увидели друг друга, Шайи представлял певцов, хористы каждому хлопали, потом проходили вместе первые части, и это было необыкновенно интересно, даже увлекательно, а главное - в рабочей обстановке, без лишних людей (каковыми, по-хорошему, следует считать всякую публику), но все-таки я не успокоился, пока не попал на вечерний концерт.

А концерт в рамках гастролей "Ла Скала" - это, понятно, в первую очередь светское мероприятие, вне зависимости от масштабов художественного события, хотя бы и таких грандиозных, как здесь; с реалиями приходится считаться (не говоря уже о том, что к Большому по перекрытым ради "праздника" - какого?! чьего?! - улицам и станциям метро не пробиться): тут тебе, с одной стороны - "дамы и господа", а с другой - вся шваль, рассредоточившаяся, правда, преимущественно в партере, да плюс музкритики, и еще неизвестно, кто хуже, хотя лично на мой вкус хуже "дам и господ" никого нет, даже дети и старухи предпочтительнее. И заранее готовый ради "Реквиема", каким я его услышал в обрывках на репетиции, висеть на верхнем ярусе с "просвещенными" бабками, еще Скрябина заставшими, не видя ничего, кроме противоположного балкона (в конце концов, солистов я хорошо на репетиции рассмотрел за три часа, а с тенором и в лифте ехал), неожиданно оказался в центровой ложе посреди "дам и господ", которые успели нафоткаться на мобилки перед началом, так что собственно Верди шел у них к посещению "Ла Скала" в Большом необязательным довеском, давался им тяжело, особенно "господам": не спасали ни поминутные поглядывания на золотые часы, ни перешептывания с "дамами", которым и промеж собой, помимо "господ", было что обсудить во время "Реквиема". До поры их отчасти развлекала электронная бегущая строка с переводом, на что-то они реагировали довольно живо - скажем, при появлении на табло фразы "никто не останется без наказания" часть "господ" из числа самых солидных ободряюще похлопала друг друга по плечам, но после "Дня гнева" все-таки оставила "дам" коротать время без сопровождения, уж не знаю, куда они отправились (буфет же, вероятно, свернули - или ради поклонников "Ла Скала" он работал без перерыва на концерт?), но вернулись лишь к аплодисментам, но уж возможности поаплодировать "Ла Скале" не упустили, зря по пробкам ехали, что ли?

Однако отвлекаясь усилием воли от обстановки, невозможно было не оценить высочайший класс исполнителей. Тенор Франческо Мели поначалу снова, как и на репетиции, показался мне резковатым, но очень хорош был на высоких нотах пиано, и сопрано Мария Хосе Сири восхитила в финале. Дмитрий Белосельский не подкачал, а меццо Даниэла Барчеллона - однозначно лучшая в квартете. И все же сильнее солистов приводили в восторг хор и оркестр, ну и нельзя не отдать должное дирижеру - не приходилось раньше слышать Риккардо Шайи, а теперь хочется разыскать хотя бы в интернете побольше его записей. Я бы даже сказал, что, в общем-то, секулярному, сугубо концертному, при номинально "религиозном" характере формы, "Реквиему" Верди дирижер сумел придать метафизической глубины, не будучи, посмею предположить, настроенным слишком уж клерикально (прямо сказать - нынче в цивилизованном мире верующему христианину музыкальную, да и какую угодно карьеру сделать сложнее, чем в былые века некрещеному еврею). И веселенький "Санктус", и по-оперному мощный "День гнева" - во всем присутствовало что-то существенное, содержательное помимо стремления выдать на гора мелодико-гармонических красот. Жалко, что в силу ряда внешних обстоятельств едва ли большинство присутствующих сумело это по-настоящему заинтересованно оценить, но это уже не проблема музыкантов, тем более не недостаток музыки.

И тем не менее еще один, помимо всего прочего, смутивший меня момент. Перед началом, когда уже сидели на сцене музыканты, вышел Владимир Урин и сообщил, что исполнение посвящается жертвам землетрясения в Италии, произошедшего несколько недель назад - безусловно, нельзя было не откликнуться на призыв почтить память погибших минутой молчания, а итальянцы вправе отдать приоритет в сопереживании своим соотечественникам; вот только 11 сентября 2016 года, наверное, уместно было бы вспомнить жертв не только стихии, над которой человек, несмотря на все плоды технического прогресса, так и не обрел полной власти, но и других, куда более многочисленных, пострадавших не от неспособной мыслить, вне категорий добра и зла существующей природы, а от сознательно направляемой злой воли, повсеместное присутствие которой в мире (а мы-то еще и в самом средоточии ее находимся!) настоятельно требует не только почтения к жертвам, но и беспощадности к врагам рода людского.

Dies irae, dies illa
solvet saeclum in favilla
teste David cum Sibylla

Quantus tremor est futurus
quando judex est venturus
cuncta stricte discussurus
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments