Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Семейная жизнь" реж. Кен Лоуч, 1971

Кен Лоуч с годами не стал зажравшимся мерзавцем - он был таким всегда, и "Семейная жизнь" разве что стилистически чуть отличается от его позднейших, недавних опусов - в ней явственнее стилизация под документализм, чем в последних фильмах, откровенно "игровых" и "жанровых". Но и проблематика, и пафос, и сюжеты - за полвека карьеры, триумфальной карьеры, никаких подвижек, никакого развития: та же тупая, плоская, вульгарная социалка с левацко-пропагандистским душком.

Главная героиня Дженис (Сэнди Рэтклифф) была хорошей девочкой, потом трудным подростком, когда стала взрослой, часто меняла работу, но продолжала жить с родителями. В какой-то момент забеременела - мать настояла на аборте, после чего у Дженис малость поехала крыша. Родители отправили ее к психотерапевту, но тот для своей больницы оказался слишком оригинальным и продвинутым, молодого прогрессивного доктора уволили, а девицу начали пичкать препаратами и мучить электрошоком, от чего она, естественно, превратилась в настоящую психопатку. Вернули ее домой, сестра звала к себе - все бесполезно. Снова больница - оттуда она бежала к своему кудлатому бойфренду, ее изъяли с полицией и поместили обратно в спецучреждение, уже окончательно.

Речь у Лоуча, понятно, идет о капиталистическом обществе, в своем использовании карательной психиатрии беспощадном (в отличие от социалистического, надо так полагать?) в отношении к любому проявлению свободной воли, индивидуальности, права на личный выбор. Еще о тупых стариках (почему-то мамаша Дженис выглядит так, что годится дочери скорее в бабушки), косных консерваторах, ненавидящих молодежь за одну только ее молодость и вспоминающих, что, мол, "в наше время" нравы были чище, а семьи счастливее. Примечательно, что в семье тон задает именно женщина, мать двух дочерей, а отец - ей подпевает, но больше как безыдейный покорный подкаблучник. Сестра героини давно покинула семью, у нее муж, который не хочет знать родню, и вроде бы нормальные собственные дочери - что помешало Дженис последовать ее примеру и начать самостоятельную жизнь, непонятно, вероятно, в первую очередь капитализм, хотя с девушкой явно не все ладно с самого начала. Опять-таки капитализм, вероятнее всего, препятствует кудлатому бойфренду-хиппарю в его искреннем желании позаботиться о беременной подружке, а затем о пациентке психлечебницы - после небольшой потасовки с медиками и офицерами он позволяет им забрать у него Дженис.

Все это могло быть свидетельством времени, но у Лоуча все фильмы такие же тупые, плоские и пропагандистские - равно старые и свежие. С другой стороны, левацкий (если угодно - "бунтарский") пафос современники и соотечественники Лоуча порой выражали в ярких художественных формах, взять хотя бы снятый за три года до "Семейной жизни" Лоуча "If…" Линдсея Андерсона:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/1896611.html

Тогда как у Лоуча - ни рыба ни мясо, плакат, но с невыносимой претензией на реализм, на достоверность эмоций.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments