Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Михаил Плетнев: Бах, Григ, Моцарт

Предельный исполнительский аскетизм: кажется, что Плетнева не волнует не то что реакция публики (наверняка не волнует, само собой), но помимо отсутствия желания понравиться, блеснуть, вызвать запрограммированную ответную реакцию, как это свойственно "нормальным", обыкновенным "артистам", он сознательно отказывается и от собственного диалога с сочинениями и с их авторами, оставляя для себя роль пассивного наблюдателя, созерцателя, ну и еще, по необходимости, ответственного за "техническую сторону", за воспроизведение, то есть, музыки, но только и исключительно музыки, а не присутствия себя в ней. Для этого идеально подходит Бах - вечер открывала прелюдия и фуга ля минор (в переложении Листа). И вроде бы совсем не годится Григ с его национально окрашенным романтизмом - а тем не менее в Григе плетневский подход проявился едва ли не с большей, с максимальной полнотой, чем даже в Бахе.

Соната ми минор Грига с вариациями в финале и следом за ней его Баллада, тоже в форме вариаций на норвежскую народную тему соль минор у Плетнева оказались высшим проявлением неличного в музыке: уход от всякого субъективизма, и не только собственного исполнительского, но и композиторского - как это ни парадоксально, поскольку для исполнителя, в общем-то, наибольшим успехом считается обычно максимально точное попадание в авторскую интонацию, в стиль эпохи и т.п. Плетнев не попадает и не старается, с этой точки зрения обращение к Григу кто-то посчитает неуместным, а его результат неудачным - для меня же это было очередное "откровение от Плетнева", пускай и достаточно безрадостное, если иметь в виду содержательную его сторону, но сольные выступления Плетнева нынешнего периода (а другого я, увы, не застал) не всякий раз становятся большими музыкальными событиями, а тем более событиями моей собственной, и не просто слушательской биографии - а здесь именно такой случай, ради которого стоило тащиться второй день подряд в Олимпийскую деревню, коптиться в автобусе по юго-западным пробкам и еще как-то проникать в зал, где меня, как и накануне, никто не ждал и не жаждал увидеть.

А во втором отделении - удивительный, необыкновенный Моцарт, и опять-таки - то ли Моцарт, то ли не Моцарт... а нечто "сверх" исполнительской и композиторской индивидуальности. Другое дело, что в сонатах Моцарта (№№ 9, 14 и 15) диалог, если не диспут, не конфликт с композитором пианиста-интерпретатора был бы, пожалуй, не только желателен, но и необходим - а Плетнев как раз здесь, особенно в средней части 14-й сонаты и в финале 15-й достиг окончательно умиротворение, растворения даже не в конкретном музыкальном тексте, но в некой универсальной гармонии, по меркам которой и Моцарт - лишь частный случай. Бисовые "Грезы любви" и какая-то не опознанная мной быстрая характерно-юмористическая пьеска (подсказывают - польские "Искорки" Морица Мошковского), шедшая вторым бисом - а если Плетнев играет два биса, значит, сам считает выступление удавшимся, иногда фанатки и одного биса у него не могут выпросить - отчасти вернули к жизни, к реальности, уж очень далеко и Бах, и тем более Григ с Моцартом от них уводили. Причем равно и от земных страстей, от пресловутых "простых человеческих чувств" - от подобного рода "эмоциональности" вся прозвучавшая в концерте музыка была очищена осознанно и бескопромиссно ("Грезы любви" - и те оказались совсем "не о любви", по крайней мере не о земной, не о телесной), но также и от потуг рационального, концептуального анализа музыкального текста, его формальной, ритмической структуры (типа Валерия Афанасьева). А возвращаться-то все равно приходится, никуда не денешься, уже и в зале, какие бы чудеса ни творил пианист, а сквозняк дует, старухи кашляют, едва же выйдешь - надо влезать в забитый автобус, тащиться до метро и дальше... И все-таки благодаря Плетневу временами удается что-то расслышать сквозь весь этот "шум".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments