Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

экстатические фрикции Эроса и Танатоса: "Идеальный муж" в МХТ, реж. Константин Богомолов

Эйфория, которой могло не быть, если бы кое-кому (не будем показывать лишний раз пальцем) не хватило бесстыдства, пролетая мимо меня на самокате по Манежной, походя напроситься "на Богомолова", а в последний момент слинять на дачу. Ну с охотниками занять освободившееся место проблем, положим, не возникло, однако я бы сам, вероятно, если б не чужое настойчивое желание "Богомолова посмотреть", на "Идеального мужа" снова не пошел бы. При том что я более-менее регулярно забегаю когда со второго, а по возможности и с первого антракта на "Карамазовых", которых готов пересматривать бесконечно (по-прежнему убежден, что на сегодняшний момент это главный и лучший, самый совершенный богомоловский опус), с некоторых пор и на "Мушкетеров" (где мне еще есть в чем покопаться), жаль, так не получается с идущим без перерыва "Юбилеем ювелира". Насчет же "Идеального мужа" после того, как я два вечера подряд ходил на предпремьерные прогоны -

http://users.livejournal.com/-arlekin-/2482935.html

http://users.livejournal.com/-arlekin-/2484222.html

- думалось, что испытанный тогда восторг повторить невозможно, а значит, незачем и портить сохранившееся в памяти впечатление, лучше не будет и нового ничего не получу. Оказывается, я ошибался по обоим пунктам.

С каждым разом все яснее понимаю, что имел в виду В.Я.Вульф, говоря "Ольга Леонардовна умерла не так давно..." - не успел глазом моргнуть, а с премьеры "Идеального мужа" пролетело три с половиной года! И конечно, в спектакле происходили изменения. Ну по поводу монолога Семчева в третьем акте все было сказано сразу - этот эпизод, к моему великому сожалению, не дожил даже до официальной премьеры, и хотя нельзя не признать, что у публики, в том числе "просвещенной", фрагмент рассказа Сорокина в устах Семчева вызывал по большей части недоумение, а действие сильно затягивал, мне он и сейчас кажется структурно необходимым, композиционно уравновешивающим пространные псевдо-исповеди других персонажей (в частности, "откровения" про "розу" и "змею" Роберта-Кравченко). Из того, о чем я заранее не знал - в финале второго акта больше нет "распятия", то есть девушка на тросах не раздвигает руки, соответственно, и не обнажается, и меня заверили, что уже через несколько месяцев после премьеры перестала, то есть года три играют в таком варианте - а это, помимо всего прочего, означает, что к нападению православных на спектакль он шел в таком смягченном виде, но православным, конечно, без разницы, им бы только нападать. Остальное - в общем, мелочи, связанные с тем, что одни точно схваченные реалии текущего момента с годами устарели и не считываются, но возникли новые. Поэтому в песенке про олимпиаду (сегодня в свете недавно прошедших игр как бы снова актуальной, но изначально речь шла о другой олимпиаде, к тому же зимней, и это понятно по антуражу) вместо строчки "просрали все награды" теперь поют "а рубль не знал и падал" (на премьере-то еще особо не падал). Гвоздь программы - реплика опять-таки Семчева, ныне взамен утраченного роскошного монолога получившего ударную фразу "хочу дожить до того, когда в Москве заменят всю плитку". Хотя на самом деле в "Идеальном муже" - с которого, в общем, и возник "богомолов" как имя нарицательное, сегодня известное всем, кто не видел ни одной его работы и вовсе не ходит в театр - еще очень "капустническом" (в отличие от последующих постановок) подобной "актуализации" минимум. Свежие "бонусы" скорее касаются деталей формы - как небольшой англоязычный пассаж из "Портрета Дориана Грея", который произносит персонаж Сергея Чонишвили во втором акте (добавленный после показов на венском фестивале) или убойная песенка Томми-Павла Ващилина на основе "Ленинградских мостов" Утесова с финалом "ведь муж с женой разводятся, а геев не расписывают, нет" (оставшаяся с гастролей спектакля в Питере - спиши слова, Паша!).

В целом же не просто нельзя сказать, что спектакль "испортился", "выдохся", или превратился в нечто качественно иное - наоборот, многое в нем, как проясняется задним числом, опередило историю, и был блестяще предугадано. И прежде всего это касается линии "трех сестер": как много вроде бы произошло с зимы 2013-го, сколько важных и страшных событий, сколько перемен, катастроф, чуть ли не апокалиптических поворотов истории - а они так и просидели в салоне на Кузнецком, перетирая свое вековое "надо работать" и "если бы знать"... А все-таки несмотря на чисто "капустные" гэги, вставные музыкальные номера и прочую больше эстрадную, нежели театральную эксцентрику, теперешний "Идеальный муж" позволяет за нагромождениями комического трэша рассмотреть то, что в нем еще почти не проявлено на поверхности, но выйдет в "Карамазовых" и "Гаргантюа...", огорошит в "Мушкетерах", шокирует в "Князе"; это и мотивы, связанные с детскими травмами (от Васи Килибаева в "Идеальном муже" тянется ниточка к Алеше Карамазову и Дмитрию Артаняну, а дальше - к Аглае и Настасье Филипповне), и, несомненно, тема смерти (которую в "Идеальном муже" ведет Зудина), вернее, возвращения живых мертвецов, требующих человеческих жертв упырей, претендующих на власть ходячих трупов или заново обретающих плоть призраков . Но в "Идеальном муже" есть еще и много неподдельного, не только ради маскировки мрачных подтекстов, веселья, простого человеческого счастья, да и любви, если угодно - в каждой следующей постановке Константина Богомолова истинной веселости убывает, вот в "Князе" ее уже почти не осталось.

Что касается актеров - они и на прогонах, помнится, искрились энергией, но за три с половиной года нисколько не растеряли заряда: Лорд-Миркурбанов стал еще нервнее, Липучка-(лапочка!)-Ващилин еще манернее - оба острее, смешнее; совершенно восхитительна Марина Зудина-Чивли, она же Лора Палмер, а стоит иметь в виду, что не только для Богомолова, но и для Зудиной персонально "Идеальный муж" обновил точку отсчета в творческой карьере, вывел ее в принципиально иное артистическое качество; и еще я для себя отметил Алексея Кравченко, который (не обо всех участниках "Идеального мужа" такое можно сказать) за прошедший период много работал с режиссерами самых разных эстетических взглядов, от традиционалистов до радикалов похлеще Богомолова, получал значительные роли, и по-моему, его образ Роберта Тернова по сравнению с предпремьерной готовностью сильно обогатился красками - Кравченко, насколько я могу судить, актер не в первую очередь комедийного плана, а тут столько остроумных, чисто пластических, мимических подробностей, тонких, содержательных. Впервые увидел я Надежду Жарычеву в роли Гертруды Терновой - изначально ее играла Дарья Мороз, сейчас - два состава, и, понятно, Мороз делала роль жестче, но у Жарычевой свои краски, ее Гертруда более женственная, более в чем-то "человечная", хотя насколько это уместно в рамках режиссерской концепции - вопрос, соглашусь с фанатами, спорный.

Что еще примечательно - на первом показе нового сезона собрался как раз "фанатский" зал - ну то есть "неофиты" тоже присутствовали, прямо по ходу действия превращаясь в "адептов" (практически никто не уходил, а я ни разу не успел глянуть на мобильник, ан уже четыре с лишним часа промелькнули незаметно!), но тон задавала публика, видевшая "Идеального мужа" не только на прогонах, подобно мне, но и впоследствии не раз-не два. Редкостное единение зрителей и исполнителей, при таком присутствовать и участвовать в нем - ни с чем не сравнимое переживание.

P.S. (споемте, друзья)

Когда мы были молоды, бродили мы по городу,
Встречали мы с подружками рассвет.
Свиданья назначали мы и все тогда считали мы,
Что лучше моста места встречи нет.
В те дни неповторимые один встречал любимую
Почти всегда на Каменном мосту.
Другой, придя заранее на первое свидание,
На Троицком стоял, как на посту.

Весною незабвенною и я встречался с Геною
И наш маршрут был трогательно прост:
Купив букет подснежников, влюбленные и нежные,
Мы шли всегда на Поцелуев мост.
Стареем неизбежно мы, но с Геной мы по-прежнему
Друг в друга влюблены. А в чем секрет?
А в том, признать приходится, что муж с женой разводятся,
А геев не расписывают - нет!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments