Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Современный концерт", "Июльансамбль" в ЦИМе, реж. Виктор Рыжаков

Так я и не понял, зачем нужен был айфон, куда перед началом предлагали скачивать специальное приложение, работа которого будто бы составляет часть общего замысла - ну да у меня технический кретинизм, а айфона все равно нет. Увы, обломался я не только с приложением. Труппа "Июльансамбль" возникла на основе рыжаковского курса в Школе-студии МХАТ, "9-й студии МХТ". Хорошие, наверное, ребята, и среди них уже "готовые" звезды, например, любимец публики Роман Васильев - хотелось бы увидеть другие их работы, к сожалению, до выпуска я ни разу на их дипломы не попадал и первым моим знакомством с курсом оказался "Современный концерт".

Думалось, название содержит обманку, тем более, что с Рыжаковым-режиссером всегда связаны определенные ожидания. Или мастер курса, испытывая по-человечески уважаемое желание поддержать воспитанников, задним числом поставил свое имя под готовым самодеятельным продуктом, что-то поправив и добавив по мелочи? Не знаю, как на самом деле, но очень похоже на то. Насколько я понимаю, исходная задумка состояла в том, чтоб показать, как веселые песни на протяжении всего 20-го века сопровождали трагические события. Положим, не только 20-го, но в данном случае речь о 20-м, начиная примерно с 1930-х годов, ну и заодно начало 21-го захватывается. И задача проследить историю социально-политическую через популярную музыку на контрапункте, посмотреть, как песни выражали протест существующей ситуации или, в каких-то иных случаях, способствовали борьбе, представлялась мне интересной. Подобные мысли сегодня приходят в голову не только студентам, но в вариантах "Времена не выбирают" театра мюзикла или "Вольного ветра мечты" театра оперетты старческо-ностальгическое начало закономерно доминирует над критическим. От молодежного, да еще "современного" подхода хотелось чего-то более жесткого и внятного - а получился банальный дивертисмент с переодеваниями, выходами в зал, сбором денег "на свадьбу" в кофр из-под гитары, ну только что без караоке.

Слева от концертного подиума - гримерка и гардероб, участники время от времени меняют костюмы, а один из парней постоянно переодевается, скидывая моряцкую форму и натягивая солдатскую, а поверх нее надевая защитный костюм с противогазом словно на случай химической или радиоактивной опасности. Зачем это делается - до меня опять-таки не дошло. Чередой идут русскоязычные и мировые шлягеры - джазовые, рок-н-ролльные, эстрадные. Некоторые номера содержат элемент пародии, но в основном просто следуют друг за другом более или менее узнаваемые песни. Иногда проскальзывает режиссерская попытка не просто эксплуатировать, но поломать инерцию восприятия аудитории, настроенной за "старые песни о главном" - но попытки хилые, да и дело безнадежное, не на то шли, не для того собирались.

А я ни на секунду не переставал думать про себя: что я делаю в этой истекающей телячьим восторгом толпе? Уже в первые двадцать минут мероприятие меня жутко утомило и повергло в уныние, а скоро за тем и в ступор. За переодеваниями с последующим расколбасом я наблюдал, не чая досидеть до конца. А когда раздухарившиеся дядьки, взявшиеся за руки тетки и ровесники выступающих (каковых естественным порядком в зале насчитывалось не менее 90 процентов) хором заорали "Мы себе давали слово не сходить с пути прямого..." - только крайнее место с противоположной стороны от двери помешало мне встать и выйти, неловко было бы ковылять через сцену, иначе я б не удержался, настолько это все мерзко, прямо как сценка "Не стоит прогибаться под изменчивый мир" в богомоловском "Борисе Годунове", только там отвращение - заложенная режиссером реакция, а здесь-то неподдельная всеобщая эйфория.

Несомненно, на весь ЦИМ я один такой нашелся сморчок - всем, что называется, "доставляет", а мне - ну хоть беги. Но даже если это моя собственная ущербность не позволяет мне влиться в общий хор, я предпочту со своей ущербностью остаться от такого хора в стороне. Против "старых песен о главном" я на самом деле ничего не имею, хотя для меня интерес к указанному формату - пройденный этап. Но, скажем, неловкая пародия на группу "Тату" с прыжками и поцелуйчиками блондиночки и брюнеточки в шортиках разыгрывается на фоне хроники 11 сентября - это вообще что? Если прикол - то уродский, а если всерьез - то прямолинейно до откровенной безвкусицы. Или девочки, гуськом подходящие к микрофону и по очереди запевающие пугачевское "Без тебя" в сопровождении мальчукового бэк-вокала, плавно переходящее в "Миллион алых роз" - почему именно этот и еще ряд номеров (преимущественно русскоязычных, я заметил) подается таким образом, в виде усеченном и деформированном, а остальные - как полноценные, концертные, без видимых, не считая переодевания и подтанцовки, затей?

Собственно, пускай и без затей, и много-много радости детишкам принесли - но ведь и открытым текстом обещают, и по ходу возникают приметы, что не просто так поют и пляшут, должен быть подтекст. А подтекста нет - в том, значит, и обманка... Обидно. В таком случае я предпочитаю что-то не столь притязательное. Скажем, несколько лет назад студенты курса Сергея Голомазова выпустили "Киноманию.бэнд" - концертное шоу аналогичного формата, которое пользовалось успехом и, кажется, по сей день остается в репертуаре театра на Малой Бронной - там, в отсутствие политических намеков, исполняются проверенные десятилетиями шлягера, целевой аудитории тоже "доставляет", и сходная идея реализована пускай без такого внешнего блеска, как у "Июльконцерта", зато честнее и проще.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments