Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Девятая жизнь Луи Дракса" реж. Александр Ажа

Как будто сходил на прием к психоаналитику, и если не прямо сразу к доктору Фрейду, то к хорошему, грамотному, честному специалисту. Не ожидал подобного эффекта от Александра Ажа, который прежде снимал порой живенькие и не лишенные достоинств стилистических, но туповатые ужастики. "Девятая жизнь Луи Дракса" - другое дело, и хотя тоже формально триллер, но гораздо более сложная вещь. По стилю фильм явственно перекликается с фэнтези Гильермо дель Торо, но свободен от идеологического пропагандистского фуфла, да и со вкусом у Ажа намного лучше. А драматургическая конструкция восходит к "Эквусу" Питера Шеффера, при том что сценарий Макса Мингеллы, который мне очень нравится как актер, но здесь остался за кадром, основан на некоем романе, вероятно, американском бестселлере, и в американских бестселлерах довольно распространен ход с возвращением погибшего героя в мир живых, и даже случай, когда герой такого рода ребенок, не редкость. И все же от "Девятой жизни..." остается ощущение чего-то небывалого - поздним вечером фильм меня расслабил и растрогал, я ему доверился и не пожалел.

Луи Дракс с детства притягивал к себе несчастья, получал травмы смертельно опасные, то его током било, то он травился едой, но каждый раз поблизости оказывалась мама и спасала, приговаривая, что, мол, у кошки девять жизней, ну и у тебя, сынок, тоже. И вот на девятый день рождения Луи с мамой и папой поехал на пикник (у висячей скалы, но это уж как водится), а выловили его едва живым, и в больнице он умер, не приходя в сознание. Мальчика успели было отвезти в морг, как неожиданно пациент в ожидании вскрытия очнулся, хотя из комы так и не вышел. И хотя вегетативное состояние Луи квалифицировано медиками как необратимое, психолог Алан Паскаль не оставляет надежды, что сможет "добудиться" до больного.

Самое слабое звено в структуре фильма - этот доктор Паскаль, а вернее, играющий его Джейми Дорнан, стяжавший сомнительную славу ролью в "Пятидесяти оттенках серого". Борода среднему актеру не помогает, особенно когда вокруг отлично подобранный ансамбль. Помимо точно подобранного ребенка (Эйден Лонгуорт - отнюдь не дебютант в свои юные годы) и абсолютно попадающей в типаж мамаши Натали Дракс (Сара Гадо), очень колоритен прежний психолог Луи - доктор Перес в исполнении Оливера Платта. Плюс агрессивная и непроницаемая дама-инспектор, ведущая расследование (Молли Паркер). А в крошечном эпизоде появляется одна из любимейших моих актрис, крайне недооцененная, уже немолодая, но потрясающая Барбара Херши: ей досталась бабушка Луи, вернее, мать его отца Питера, который не был мальчику родным. Мать Луи увела Питера от прежней, хорошей и любящей жены, но их совместная жизнь не сложилась, к моменту 9-летия Луи и злосчастного пикника супруги уже разъехались, а после того, как с Луи случилось несчастье, и Питер (Аарон Пол, между прочим) пропал.

В результате Питер и стал главным подозреваемым в том, что он столкнул приемного сына со скалы, пока не был обнаружен его полуразложившийся труп неподалеку от места, где выловили умирающего Луи. Тем временем "безутешная" мамаша привлекает внимание эскулапа и становится его любовницей, ради которой доктор Паскаль готов бросить жену, впрочем, он ее давно не любит. Момент, когда о смерти Питера сообщают его матери, становится поворотным в сюжете, поскольку до этого и матери Луи, и доктору приходили странные письма с угрозами, в их авторстве подозревали отца, и только после обнаружения тела доктор начинает догадываться, что это мальчик-коматозник посредством его тела хочет о чем-то поведать миру.

Вот этот поворот, признаться, несколько портит впечатление от фильма - но иначе был бы настоящий шедевр, а так - неплохое жанровое кино. Однако Ажа на удивление ловко проходит по грани между психоаналитическим триллером с уклоном в криминал и сказкой - а сказка, как я уже неоднократно для себя отмечал, и есть единственный во всех видах искусства повествовательный жанр, все остальное - либо мимикрия, либо профанация. И тут на сцену в полный рост выходит необходимый в подобных случаях персонаж: призрак-водяной - нестрашный монст-мертвяк весь в водорослях. Это, конечно - сразу понятно - Питер, погибший отец Луи. Мы можем видеть - благодаря доктору Пересу, который ввел доктора Паскаля в транс и маленький коматозник говорит его устами - как призрак отца увлекает сына в подводную пещеру...

Пускай метафора нехитрая, а красивости излишни, и тем не менее тайна разъясняется. Нагнетание напряжение и пирамида загадок, если честно, обещает несколько больше, чем кино предлагает в итоге, а разгадка, вероятно, многих покоробит и мало кого убедит: мать мальчика с младенчества сына сама наносила ему травмы и причиняла вред, чтобы вызвать сочувствие окружающих и привлечь к себе внимание. Подрастая, ребенок понял, чего хочет мать, и стал ей подыгрывать. Поэтому когда, случайно или нет, после спора на пикнике (Натали приготовила для Луи к 9-летию отравленные конфеты, а Питер что-то заподозрил) мама сбросила отчима со скалы, мальчик, соображая, что маме не нужен свидетель и она хотела бы, чтоб он последовал за "папой", тоже попятился назад и свалился с обрыва. Мальчик уверен в праве матери требовать и ожидать от него подобного "послушания", благо до этого сам много тренировался на хомячках, каждого из которых звали Распутин - когда очередной Распутин жил дольше, чем положено грызуну, ребенок прибивал его насмерть томом медицинской энциклопедии.

Я допускаю, что можно расценить это как трэш и не самого высокого пошиба - но я на самом деле проникся идеей и настроением картины, ничто в ней меня не покоробило, даже компромиссный хэппи-энд (пообщавшись с призраком-водяным, мальчик решает "вернуться" и выходит из комы), а многие моменты мне понятны и, на мой взгляд, схвачены очень точно, а главное - фильмов в аналогичном жанре много, но давно не припомню такого принципиально и беспощадного взгляда на взамоотношения детей и родителей, матерей и сыновей, мальчиков с отчимами, врачей с мамами маленьких пациентов, маленьких пациентов и пожилых толстых психоаналитиков - не по каждому из перечисленных пунктов я имею мнение, основанное непосредственно на личном опыте, но в каждом отдельном случае фильм Ажа показался мне вполне художественно убедительным.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments