Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Любой ценой" реж. Дэвид Маккензи

"На три операции в Ираке деньги есть, а спасти нас от банкротства денег нет" - надпись на стене служит столь красноречивым эпиграфом, что после него всякий сюжет, криминальный или семейный, может служить лишь необязательным довеском к обвинению американской военщины и финансирующих ее банкиров. Как ни странно, фильм намного талантливее, интереснее и умнее, чем может показаться в первые секунды. Речь о двух братьях, техасских фермерах. Один (Бен Фостер) - пьяница и отморозок, когда-то застрелил садиста-отца, отсидел и покатился по наклонной; второй (Крис Пайн) более мирный, три месяца ухаживал за ее матерью, после смерти которой семейная фирма за долги должна отойти банку. Тем не менее предложил грабить банки именно "тихий" брат, ну а "отмороженному", который уже год не попадал в тюрьму, только дай. Бандиты непрофессиональные, но действуют с умом: выходят на дело часто, засвеченные угнанные машины закапывают экскаватором, а деньги меняют в индейских казино на фишки, а потом наоборот, как бы "выиграв", и таким образом "отмывают" средства, накапливая нужную сумму для выплаты долга. То есть кто кого грабит - большой вопрос. Свидетели очень неохотно дают показания, да и детектив без эйфории ловит гангстеров, в глубине души проявляя понимание. Шериф, ведущий расследование, тоже характерный, колоритный: персонаж Джеффа Бриджесса - старорежимный, ворчливый техасский рейнджер, которому осталось три недели до пенсии, но сообразительный, проницательный дед, не обделенный чувством справедливости, а также сарказмом. Предмет его колкостей - напарник индейско-мексиканского происхождения, шутки над товарищем и недовольство жизнь лишь придают шерифу обаяния.

Настенный эпиграф в первом кадре, однако, все же привносит в картину ощущение, сродни тому, которое остается и после "Парней со стволами": что Америка - империя зла, которую только и осталось, что закопать, а для начала неплохо бы разорить в отместку за все. Поскольку я практически подряд смотрел "Парни со стволами" и "Любой ценой", то параллели возникли волей-неволей: в обоих случаях - парни (двое, только в одном фильме - друзья детства, а во втором - родные братья), и там и тут со стволами, и тем и другим требуются деньги любой ценой, и в каждой паре (но это уж как водится) кто-то более отвязный, а кто-то относительно разумный. Правда, герои "Парней со стволами" - городские евреи, а в "Любой ценой" - техасские ковбои. И то ли в силу культурной традиции, то ли с учетом географического контекста, а может в силу какого-то менее очевидного фактора ковбои, не в пример евреям, хоть и преступники формально, а фактически - носители, и чуть ли не последние, настоящих моральных ценностей потому и с шерифом, который за ними гоняется, у них больше общего, чем у шерифа - с банковской и в целом экономической системой, которую он по должности призван защищать. В результате получается классическая в хорошем смысле слова американская история об одиночках (и непременно вооруженных, иначе уже не американская, а какая-нибудь шведская будет), каждый из которых на своем поприще противостоит системе. К тому же очень достойно исполненная - жаль, не удалось досмотреть до конца.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments