Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

записки из мертвого дома

С дорогим другом Феликсом куда ни пойди - попадешь в музей, а нередко на любой выставке ддФ и есть главный экспонат. Я давно хотел попасть в музей Достоевского, постоянно оказываюсь где-то рядом, но наконец-то дошел. Конечно, подлинные исторические стены больницы почти двухсолетней давности - немалое дело (учитывая, что кругом одни фейковые постройки, новоделы, да еще безобразные), но экспозиция пустая, описаний минимум и они как будто с 1928 года, когда музей создавался, не менялись, охранник какой-то полоумный - а ддФ же не может не выпендриться, ему надо непременно сказать "мы к Федору Михалычу", и при этом он, как будто не зная, где живет, не рассчитывает в ответ услышать вертухайское: "к кому?!". Больше всего в музее запоминается, как ни странно, больничный коридор - свободный от фальшивой обстановки из подбора.

Мало было Достоевского - вдруг оказалось, что поблизости музей Есенина, хотя там сроду его не бывало. Тем не менее ддФ и туда меня потащил. Действительно - и сайт у музея есть, и таблички-указатели ведут в переулок Чернышевского, где он должен располагаться. Но кроме нас и двух рабочих-азиатов никого на месте не оказалось. Домик, не в пример музею Достоевского, "восстанавливается" считай с нуля - уже отштукатуренный, с пластиковыми окнами, но внутри еще не отделанный, несмотря на готовую сопутствующую навигацию. Я так и не понял, какое отношение сия новодельная постройка имеет к Есенину, но в любом случае мы там были самыми первыми посетителями.

Зато в новом Музее истории ГУЛАГА - он в тех же краях, по 1-му Самотечному переулку расположен - вопреки моим ожиданиям народ есть, преимущественно молодежная аудитория. Пятиэтажный дом дореволюционной постройки, бывшие коммуналки, первый и четвертый этажи - административные, верхняя галерея - с верандой во двор, там проект "стены скорби", основная экспозиция - второй и третий этажи. Однажды я приходил в старый музей ГУЛАГа на Петровке, но он был закрыт и я туда не попал. Когда музей перевели в Марьину Рощу, я был уверен, что туда и подавно никто не дойдет - стало быть, ошибался. Музей с точки зрения современных тенденций сделан хорошо, правильно. В нем много интерактива, экспозиция строится по принципу тотальной инсталляции, при этом много подлинных артефактов, от тюремных дверей до детских игрушек. Огромные объемы информации поданы удачно, масса всевозможных высокотехнологичных и просто занимательных придумок - от книжек с видеопроекциями до дощечек, которые надо вынимать из ящичков. Но оттого чувство неловкости еще сильнее.

Концепция музея ГУЛАГа в целом такова: к власти в 1917 году пришли большевики и мимолетная эйфория свободы сменилась тоталитарным адом. То есть история ГУЛАГа взята в предельно узком аспекте и рассматривается сугубо в хронологических рамках официального ГУЛАГа, с 1920-х до 1950-х, вне контекста тысячелетней истории православного рейха, которая вся от истоков до текующего и завтрашнего дня исключительно к концлагерю и сводится. Естественно, по интеллигентской привычке ГУЛАГ отождествляется со сталинскими репрессиями и персонально со Сталиным - хотя ведь и Сталина в свое время арестовывали, ссылали (кстати, и Достоевского тоже - задолго до Сталина!), а уж что творилось после 1956 года в 1970-е-1980-е, в 2000-2010-е - само собой, концептуально в экспозицию никак не вписывается, да и немудрено, экспозицию венчает благодарность Путину за поддержку идеи "Мемориала", на видео - Путин и Редигер посещают захоронения "жертв репрессий", а наверху - франгуляновские макеты и эскизы к будущему монументу памяти. Ну да, вот очередной музей Сталина только откроют, а там и до монумента "скорби", глядишь, руки дойдут, если деньги еще останутся.

На понимание, что дело не в Сталине и не в Путине, а по большому счету и не в ГУЛАГе, со стороны авторов экспозиции рассчитывать не приходится. Оттого особенно нелепо, просто смешно выглядит венчающий экскурсионный маршрут интерактивный аттракцион в духе "что надо сделать, чтобы подобное не повторилось" - вывод, что пока существует Россия и жив хотя бы один русский, условный "гулаг" бессмертен, потому что Россия и есть "гулаг", а всякий русский - одновременно и жертва, и палач, и охранник этой "зоны", остается за пределами музейной концепции. Но даже и в заданных ею рамках нет попытки осмыслить, хотя бы акцентировать внимание на фактах, что роли "жертв" и "палачей" далеко не столь очевидны, как, например, в "классическом" случае нацистского фашизма. Ягода, Ежов, Берия - тоже ведь "жертвы репрессий". Или взять "врачей-убийц", которым посвящен особой, довольно подробный раздел - дело еврейских докторов вел рьяный следователь, которого, как только сменился заказчик и характер заказа скорректировали, самого приговорили к расстрелу, а врачей выпустили - и, вот тут бы остановиться, задуматься - выжившие евреи продолжили преданно обслуживать своих выживших палачей и мучителей. При этом среди массы свидетельств и предметов я не обнаружил (может и пропустил, не исключаю) хотя бы упоминания об убийстве Михоэлса и расстреле Еврейского антифашистского комитета - хотя достаточно полистать книги памяти и почитать списки фамилий, чтоб без подсказки уяснить: т.н. "репрессии" были по сути тем же Холокостом, с той разницей, что, в отличие от последовательных и рациональных нацистов православные, во-первых, уничтожали не только евреев, а вообще все живое и мыслящее рядом с собой, и во-вторых, не брезговали до поры привлекать к делу самих же евреев, оказавшихся и в роли палачей куда более услужливыми и рьяными, чем их безответные соплеменники в роли жертв.

Но очевидно, что когда чуть ли не главным изобличителем ГУЛАГа выдвигается наиболее упертый идеолог православного фашизма Солженицын, а его энергичная в своей безутешности вдовушка с американским паспортом в кармане бегает в преддверие солженицынского юбилея между путинским кабинетом и посольством США, памятники жертвам репрессий проектируются одновременно с открытием сталинских музеев и организации, озабоченные памятью о ГУЛАГе, официально объявляются иностранными агентами, но вместе с тем и обеспечиваются бюджетными грантами - при таком шизофреническом (в действительности - абсолютно нормальным для страны, где, как заметил еще Чаадаев, и сам климат изначально не был предназначен для жизни разумных существ) раскладе что музей Сталина, что музей ГУЛАГа в равной степени органично вписываются в общий бесконечный военно-исторический диснейленд, не хватает только цитат про великую Россию вместо "великих потрясений", про армию и флот как единственных русских союзников и про невобходимость верить в то, что умом не понять.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments