Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Я, Ольга Хепнарова" реж. Томаш Веинреб, Петр Казда ("Зеркало")

Михалина Ольшанская сыграла Матильду Кшесинскую в фильме Учителя, но он еще неизвестно когда выйдет, так что в чешском опусе молодая польская актриса задействована определенно не ради пущего коммерческого успеха. Тем не менее хоть изображение, правда, и черно-белое, но быстрая смена коротких планов, стремительное и последовательное развитие событий, криминально-психологического характера фабула - это все делает картину против ожидания зрелищной, во всяком случае, смотрибельной. Отчасти "Я, Ольга Хепнарова" напоминает первые, чешские фильмы Милоша Формана, прежде всего по стилистике; отчасти, в большей степени по особенностям драматургии - французские театральные и кинодрамы экзистенциального плана. Похожие типажи и сюжеты встречаются нередко именно у французов, от Камю до Кольтеса: бескорыстный убийца, совершающий своего рода экзистенциальный эксперимент, и прежде всего над собой. Вот и Ольга Хепнарова, молодая женщина в Чехословакии начала 1970-х годов чувствует себя в обществе затравленной. И то сказать - Чехословакия захвачена русскими оккупантами, установлен тоталитарный режим с соответствующими взаимоотношениями в обществе. Однако ясности в вопросе, как пострадала от русских оккупантов конкретно Ольга, картина не дает. При том что она лесбиянка, ее угнетают не больше, чем любого другого гражданина оккупированной страны. Она встречается с девушками, уходит из родительского дома в загородную хибарку, которую мать ей пусть и без охоты, но предоставляет, устраивается шофером в гараж, причем на работе ее ценят и дают новые машины, девушек она регулярно меняет, мать-медик выписывает дефицитные успокоительные лекарства... Но чувствуя себя затравленной, Ольга садится за руль грузовика, выезжает на тротуар. Итог - двадцать пострадавших, из них восемь трупов. Обвиняемая требует для себя смертной казни - в ипостаси Ольги Хепнаровой. Одновременно с этим та же девушка, называющая себя другим именем, уверяет в своей невиновности. Адвокат настаивает на том, что подзащитная - шизофреничка, и все-таки Ольгу вешают. Принять решение, шизофреничка она или борец с режимом, каждому зрителю остается самостоятельно, авторы не слишком помогают. Более того - герои Камю и Кольтеса все-таки не страдали раздвоением личности, в отличие от жертвы социализма и русской оккупации, они могут вызывать отторжение, но не, как в данном случае, недоумение. Потому что если героиня больна, тогда не о чем говорить кроме того, что ее незаконно казнили. А если она мстит обществу (непонятно только, за что конкретно - пожалуй, из героев всех конкурсных фильмов фестиваля именно Ольга Хепнарова меньше остальных претерпела от внешних социальных факторов), тогда поворот с раздвоением личности тут неуместен - хотя никуда от него не денешься, ведь история-то реальная.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments