Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Страсти по Луке" К.Пендерецкого в "Новой опере", дир. Ян Латам-Кениг

Написанное в 1965-м году сочинение исполнялось в Москве лишь однажды, почти тридцать лет назад, так что однозначно концерт в "Новой опере" оказался событийным, хотя присутствие автора (нередко в Москве выступающего как дирижер, а в данном случае сидящего в зале) элемент скорее светский и отчасти, возможно, политический. Вот работа Яна Латама-Кенига - это да, это творчество, и три смешанных хора (один позади оркестра, два по боковым галереям балкона) его не подвели, и солисты тоже (Валерия Пфистер, Артем Гарнов, Евгений Ставинский), при том что говорят, что двумя днями ранее на репетициях автор был недоволен, уж не знаю, чем - исполнение вышло весьма удачным. Зато музыка - ровно такая, какой я и представлял себе "Страсти..." Пендерецкого. Преимущественно атональный опус, при этом, как ни парадоксально, по-своему гармоничный. Выкрики и лепетание хора, изображающего беснующуюся иерусалимскую толпу - прием, по-моему, чересчур иллюстративный, с привкусом "театральщины". Вообще музыкальный язык "Страстей" - из середины прошлого века, Пендерецкий сейчас и сам пишет иначе, правда, на мой вкус, еще менее интересно. Коль на то пошло, 3-я симфония "скорбных песен" Гурецкого (1976), одного из наиболее видных современников и коллег-конкурентов Пендерецкого (а я ее успел послушать пару раз в записи до того, как у меня сдох большой ноутбук) сегодня звучит и "демократичнее" по стилистике, и вместе с тем актуальнее, чем "Страсти по Луке". Содержательно же эти "Страсти..." - скорее экуменический, если не сугубо светский, и с этой точки зрения лично для меня довольно сомнительный манифест, где в образе Христа представлен не Сын Божий и даже не отдельно взятый страдающий человек, но как бы все человечество оптом, ну или некая значительная его часть. Конечно, что в 1965 году, что сегодня и без спекуляций на тему Холокоста тут не обошлось, хотя при таком подходе уместнее увидеть и расслышать в символике "Страстей..." судьбу польского народа, за многие века истерзанного (в первую очередь русскими) захватчиками. В принципе, выбор для литературной основы "Страстей" именно Луки как наиболее "человечного" из евангелистов, вероятно, в таком случае более оправдан, но и Лука ведь несет Откровение, пускай заметно более "гуманизированное" в сравнении с Матфеем или Иоанном. А в сочинении Пендерецкого я не услышал откровения вовсе - ни божественного, ни композиторского.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments