Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Алиса Фрейндлих в спектакле "Оскар и Розовая дама" Э.-Э.Шмитта,

реж. Владислав Пази, Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург (Чеховский фестиваль)

ИЗ АННОТАЦИИ:
"Речь здесь ведется о двенадцати последних днях жизни в больнице неизлечимо больного ракового ребенка. Розовая дама — сиделка-волонтер детской больницы, которая заслужит неслучайно доверие десятилетнего мальчика, обреченного на смерть. Именно она предложит игру ребенку — писать письма Богу, в которых каждый день будет проживаться мальчиком как десять лет. После его смерти Розовая дама находит и читает эти письма, что и составляет сюжет повествования спектакля. «Четырнадцать писем к Богу» — подзаголовок пьесы Э.-Э. Шмита. В этих письмах мальчик проживает насыщенную жизнь сто десятилетнего человека, трогательную, забавную, успевает влюбиться, жениться, познакомиться с тестем и тещей, и уйти из мира успокоенным и усталым.
Алиса Фрейндлих мастерски играет и эксцентричную сиделку госпиталя, и нежную, сердечную Розовую даму, и преображается в самого мальчика, переселяется в его душу, сливается с ней."

Безумно хотелось попасть на этот спектакль - хотя бы без места, хотя бы постоять (как когда-то, от чего уже отвык за последние годы). Понятно, почему - обожаю Фрейндлих, люблю драматургию Шмитта (неровную, но всегда очень человеческую), аннотация, опять же настраивала. Все было против меня. Чеховский фестиваль - это та паршивая овца, с которой и шерсти клок получить проблемно, а тут - такая роскошь. Места не дали. В последний момент выручила завлит Театра им. Ленсовета, с которой мы, по счастью, знакомы хоть и шапочно, но достаточно давно. Место все-таки получил, но плохое. У paporotnik'а, которому достался билет от фестивальной дирекции - намного лучше. Правда, мне в качестве дополнительной любезности еще и юбилейный буклетик о ролях Фрейндлих в Театре им. Ленсовета преподнесли. Но какая разница - с местом, без места... Фрейндлих!

А спектакля не было. Хотя были декорации (трансформирующаяся многослойная арочная конструкция, столик, стулья), бутафория (игрушки умирающего мальчика), костюм - с розовым шарфиком. Вот из-за всего этого и не было спектакля. Можно только в очередной раз выдохнуть (как после гастролей БДТ, "Приюта комедианта", Театра комедии): что за город такой - Петербург, что там делают ТАКОЙ театр? В Москве тоже ставят и играют много дерьма - но то, что возят из Петербурга, это за гранью возможного. Как можно поставить плохой спектакль с Алисой Фрейндлих? (Я этим вопросом задавался и после "Двенадцатой ночи" Дитятковского в БДТ, с Фрейндлих в роли шута Фесто).

Ужасно, что с актрисой уровня Фрейндлих работает режиссер уровня Пази. По-хорошему - послала бы она его подальше, повыкидывала бы со сцену всю меблировку (включая арочные конструкции), вышла бы к микрофону в брючном костюме - и читала бы текст. Так, как она одна, Алиса Фрейндлих, могла бы его прочитать. И лучше - в полной темноте, без мимики, без жестикуляции. А еще лучше - в формате радиоспектакля. Эта форма пьесе Шмитта наиболее соответствовала бы.

Paporotnik в антракте развопился: "Пьеса - хуйня! Режиссура - хуйня! Тупая, пошлая иллюстрация! Если мы возвращаемся к иллюстративности в театре - это страшно! И то, что делает Фрейндлих, не гениально, а просто профессионально." Я все же воспринял увиденное более лояльно, не столько даже по отношению к актрисе (слишком было обидно за нее), сколько к пьесе. (Если вы были сегодня в Театре им. Моссовета и наблюдали двух пидарасов, с пеной у рта что-то друг другу доказывающих - так это вы нас видели, и даже если пидарасов было больше, это все равно были мы, потому что к нам на крики сбежались наши знакомые.) Работа Пази, по большому счету, действительно других слов не заслужила: пошлая, тупая иллюстрация. И жалкие попытки Пази от иллюстративности уйти - такие же тупые (в музыкальном оформлении, например: маленький Оскар слушает "Щелкунчика" Чайковского, "Вальс снежинок". В спектакле вместо Чайковского звучит "Дым" Гершвина и тема из той части "Трех цветов" Кесьлевского, где речь идет о погибшем композиторе; вроде как символично, но на деле - глупо и плоско). Пьеса Шмитта - достаточно примитивная и по содержанию (пересказ учения Фомы Аквинского для младших школьников), и по структуре. Но ведь вопрос - как ставить. "Русская народная почта" Богаева уж на что была говном, но Гинкас с Табаковым сделал по ней в свое время спектакль если не выдающийся, то очень крепкий. А "Оскар и Розовая дама" - это засохшая розовая сопля просто.

Рассматриваю юбилейный буклетик с фотографиями Фрейндлих: Лика, Джульетта, Гелена, Таня, Элиза Дулитл, Катарина, Малыш, Селия Пичем, Елизавета Английская...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments