Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Синяя птица" Е.Подгайца-И.Саца в Детском музыкальном театре им. Н.Сац, хор. Кирилл Симонов

Волков боятся - на "Синюю птицу" не ходить. Я пошел, потому что мне стало интересно (а на самом деле - потому что спектакль дневной), не питая иллюзий. Поэтому в целом опус меня по тем пунктам, которые заведомо смущали, ну как минимум не ужаснул. Партитура Ефрема Подгайца, с голосами детской вокальной группы из ямы, с вставными, как золотые зубы, фрагментами Ильи Саца, пожалуй что и симпатичная, ну во всяком случае такой унылой, как поставленный в Большом его же "Мойдодыр", "Синяя птица" в плане саундтрека мне не показалась, обыкновенная гармоническая тянучка, где-то с джазовыми интонациями, терпимо, в общем. И Константин Хватынец, насколько возможно, ловко ведет оркестр (дирижер нынче всюду нарасхват - в Оперетте, в Геликоне и вот в Детском музыкальном тоже). Хореография Кирилла Симонова абсолютно стандартна, что отдельные движения рук я уже сам могу повторить, Симонов тиражирует свою скудную пластическую лексику из работы в работу, и тут проблема не в том, что спектакль детский, у него и "взрослые" давно такие же (кстати, дуэты Митиль и Тильтиля отдельными решениями скорее подошли бы Джульетте с Ромео) - печально, потому что лет десять назад Кирилл Симонов казался одним из самых перспективных балетмейстеров, я знаю только один подобный пример стремительной, фатальной творческой деградации, и то в области драматического театра - Нина Чусова. С визуальной же стороной проекта и подавно дела обстоят неплохо - сценография Эмиля Капелюша, костюмы Стефании Граурогкайте, свет от Евгения Ганзбурга - все на уровне, достойно, без откровения, но со вкусом, а вкус по сегодняшним меркам - великое дело, уж не до открытий, быть бы живу. Самое поразительное и приятное, что во всяком случае главная пара исполнителей (я смотрел состав второго дня, но в программке имена оказались не отмечены, так что не знаю, кто танцевал) вопреки всем моим предубеждениям - и опять-таки, если заранее понимать, что это театр Сац, а не Нидерландский балет - оказались на удивление профессиональными. Правда, Симонов из последних сил старался, как я понимаю, сделать именно "полноценный" балетный спектакль, а не тюзовскую пантомимку, но если исполнители худо-бедно справляются, то самому хореографу до конца выдержать установку на следование классическим образцам не удается и к финалу, с появления и пробежки через зал Синей птицы (до этого с таким усердием исполнявшей развернутую и, строго говоря, в "детском" формате необязательную сольную вариацию) действо все-таки скатывается в провинциальную тюзятину. Но я не исключаю, а наоборот, подозреваю, что источник проблемы тут не в балетмейстере, а в либреттисте.

Признаться, я до последнего надеялся, что может хотя бы ради того, что проект выпускается в рамках "Черешневого леса", дело обойдется без специфического для данного театра "дежурного блюда" - вступительного спича Роксаны Сац. Поэтому не зная заранее, но увидев на программке имя автора либретто (да-да, она), ощутил беспокойство, еще не до конца сознавая масштабы катастрофы. Наоборот, когда вышел Хватынец, взмахнул палочкой и заиграл оркестр, я успел было расслабиться - обошлось же вроде... Ничуть не бывало - прямо под оркестр к авансцене вышла с микрофоном Роксана Николаевна. Я зажмурился, дожидаясь, пока она отговорит и уйдет - ну как обычно. Однако меня ждал сюрприз - либреттистка и "носительница фамилии" за кулисы-то ушла, но микрофона из рук не выпустила, и оттуда своим скрипучим замогильным голосом на протяжении двух актов комментировала танцевальное действо в духе "кто это?! может быть это фея?! а что это за странные загадочные существа?!!" - современных детей подобными байками из склепа не проймешь, но мне в мои неюные годы стало и больно, и смешно. Второй момент, отчасти усугубляющий, но отчасти, как ни странно, компенсирующий первый (комментарии Сац) - это обстановка в зале. Куда опоздавших пускают во время представления совершенно спокойно, и они бродят по партеру и амфитеатру в поисках своего места, мамаши с дитями сгоняют бабок из первого ряда прямо за спиной у дирижера, сидящие на местах тоже развлекают себя как умеют, поглядывая время от времени на сцену... В общем, для балета Подгайца-Симонова оно может и ничего, но как слушать в такой обстановке, к примеру оперу Яначека (а в театре Сац одновременно с Камерным музыкальном им. Покровского выпустили "Лисичку-плутовку" с подзаголовком "Любовь", и в принципе, сравнить было бы любопытно) - я даже вообразить не могу.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments