Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Полковник-птица" Х.Бойчева в "Электротеатре "Станиславский", реж. Роман Дробот

Евгений Самарин прежде, особенно в ахрамковский период, был первым в своем поколении актером театра Станиславского, а в новейшей его истории как-то потерялся, и вот после долгого перерыва снова сыграл главную роль - доктора-психиатра, чьи подопечные из полузаброшенного филиала диспансера, расположенного в отдаленном бывшем монастыре, под предводительством русского полковника вообразили себя армейским подразделением и объявив себя вооруженными силами независимого государства, европейского анклава на Балканах, выступили в поход. Уже читая пьесу Христо Бойчева в "Современной драматургии" почти двадцать лет назад, я удивлялся почему так настойчиво подчеркиваются ее достоинства, лично для меня совершенно неочевидные: неплохо, достаточно умело слепленная, но весьма плоская притча, с расхожим приемом (герои - пациенты психушки), эксплуатацией злободневной тематики (война на территориях развалившейся Югославии) и отчетливом спекулятивном моменте (психбольница в военных условиях служит как бы игровой моделью социума, да и чуть ли не всего человечества). Не знаю, можно ли поставить "Полковника-птицу" сегодня иначе, интереснее, ярче - на моей памяти в Москве по пьесе ни одного спектакля не было, однажды сколько-то лет назад привозили постановку откуда-то из провинции, но и ту я не видел. В "Электротеатре "Станиславский" нынешняя премьера по стандартам репертуарной политики Юхананова - белая ворона (правда, есть еще "Анна в тропиках"): спектакль, который легко представить на сцене театре им. Станиславского и десять, и двадцать лет назад. Ну, может, парни без трусов раньше не бегали, хотя тоже эка невидаль, и прикрыто все: красавец Дмитрий Чеботарев, играющий помешавшегося на почве своей половой несостоятельности цыгана-импотента, в первом действии соблазняя проститутку, воображающую себя монашкой (Дарья Колпикова), в полутьме ползает, присыпанный лишь искусственным снегом, а после антракта уже и все остальные мужские персонажи (считающий себя маленьким и незаметным Матей-Владимир Долматовский, клептоман Киро-Антон Лапенко, несостоявшийся актер Хачо-Антон Косточкин, а также и доктор-Самарин) после бани бегают под "калинку-малинку", сопровождающую "очнувшегося" после двухлетнего молчания и ощутившего себя предводителем воинства русского полковника (Антон Филипенко), прикрываясь лишь вениками - прикол не бог весть какой, но всяко поживее, а то до антракта еле-еле удается досидеть, до того натужно и муторно. Вообще стилистически из предыдущих руководителей театра им. Станиславского "Полковник-птица" более всего соответствует тому, что делал Белякович - выкрики, принимаемые за декламацию, пафос, лишенный иронии (при том что в пьесе со всеми ее недостатками юмора все же заложено побольше), претензия на "вот вы и не догадывались, а мы вам сейчас откроем глаза!". И персонаж Евгения Самарина в том виде, в каком он предъявлен здесь - готовый Рагин для "Палаты № 6", но играется не Чехов, играется Бойчев, и насколько уместен подобный надрывный пафос, к финалу пробивающийся уже через все рамки вкуса - серьезный вопрос. По счастью, однако, вместо заявленных 2 часов 50 минут мероприятие продлилось где-то два двадцать, включая 35-минутный антракт - пятилетку за три года. При том "Полковник-птица" - опус не позорный, можно даже сказать в своем роди добротный, с очень достойными актерами, с хорошо выставленным светом, с вполне функциональной и одновременно символичной сценографией (конструкции, обозначающие монастырский интерьер, декорированы "фресками" в византийском стиле), разве что не стоило бы режиссеру злоупотреблять мизансценами с актерами, ползающими и валяющимися по сцене, в Электротеатре не имеющей подъема, так что уже со второго ряда половины спектакля фактически не видно или видно плохо, частично, но это момент технический, к тому же, допускаю, связанный с тем, что изначально "Полковник-птица" должен был выйти на другой сцене проекта "Электротеатр" в районе "Белорусской", там шли репетиции и прогоны, но в последний момент выяснилось, что по неким "правилам безопасности" туда нельзя пускать зрителей, в результате премьеру отложили и она случилась лишь сейчас на основной сцене "Электротеатра". Куда досаднее содержательная скудость, в первую очередь обусловленная слабостью материала - не стоило бы так безоглядно доверяться автору и переоценивать пьесу Бойчева, она плохая, вторичная, устаревшая как политический памфлет, а как экзистенциальная притча несостоятельная.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments