Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

выставка "Поздний Машков" в "In Artibus Foundation"

А действительно - Машков известен в основном по работам периода "Бубнового валета", хотя заявление, будто в постоянных музейных экспозициях, кроме Волгоградского, что носит имя Машкова, его вещей 1920-30-х годов не найти, слишком сильное - я сам только что видел Машкова в Ярославском художественном музее, и одна из них ("Натюрморт с фарфоровыми фигурками") относится как раз к указанному времени. Но целая выставка, посвященная позднему творчеству Машкова - это все равно совсем другое дело. Крымские пейзажи первой половины 1920-х годов еще сделаны "под Сезанна", но уже портрет жены, Марии Машковой (1923) по сравнению с живописным радикализмом 1910-х подчеркнуто скромный, выполнен в духе "старых мастеров": серое платье, нейтральный фон, зеркало с полочкой, на полочке небольшая статуэтка... Программные полотна "нового" Машкова - панно "Снедь московская. Хлебы" (1924) и "Натюрморт с веером" (1922, из Русского музея). Веер здесь важен скорее как геометрическая форма, сегмент круга, на круглом столе - сферические фрукты, крупные (яблоки, груши) и мелкие (виноградины), и здесь же картинка с изображением обнаженной, чьи груди тоже своеобразно "рифмуются" с остальными разнокалиберными "кругами". Среди цветочных и фруктовых натюрмортов конца 1930-х (из Волгоградского музея) самый запоминающийся, пожалуй - "Цветок в горшке и клубника" (1938). Совершенно замечательный пейзаж "Степь. Репейник" (1933). Набросок "Абрамцевского пейзажа" (соответственно, из музея Абрамцево) куда менее интересен. К нему прилагаются альбомные графические зарисовки ню.

Отдельный и важный раздел - эскизы к панно для банкетного зала гостиницы "Москва", выполненные по предложению Щусева, но в дело не сгодившиеся. Каждый "сюжет" представлен в двух вариантах: "Завоевание Северного полюса", "Черноморское побережье. Сочи. Здравница СССР", "Канал Москва-Волга" и наиболее любопытный нынче, с моей точки зрения, "Московский метрополитен" (я долго гадал, какая это станция - явно Сокольническая линия, ну или Замоскворецкая, в 1937м-то году других и не было, а по колоннам выходит, что "Красносельская", но на "Красносельской" сейчас нет эскалатора, спускающегося прямо на платформу - может, раньше был? но вряд ли станцию перестраивали... или художник дофантазировал?). Из крупных многофигурных холстов - идиллическое "Сентябрьское утро в Артеке", 1934, буколическая "Площадь в станице Михайловская", 1933 (малая родина Машкова). Очень неожиданная картина "Гурзуф. Женский пляж" - обнаженного тела в первой половине 1930-х на полотнах почти всех тогдашних видных живописцев очень много, но тут две голые тетеньки, из которых одна до того бледная, что вторая рядом с ней будто негритянка, и пляж чуть ли не нудистский получается. Зато компромиссная дань официозу - три полотна, созданные по заказу ИЗО Наркомпросса на темы успехов колхозного хозяйства, посвященные, соответственно, табаководству, огородничеству и маслоделию: "Девушка на табачной плантации", "Колхозница с тыквами" и "Девушка с подсолнухами" (1930), на последней, самой яркой и колористически насыщенной, изображена дальняя родственница автора по линии двоюродного брата Зоя Андреева. Все в красных косынках, дебелые бабищи, особенно та, что с тыквами, можно подумать, что помимо двух тыкв в обеих руках у нее еще две под рубашкой. Ну и "Привет 17-му съезду ВКП(б)", который задним числом легко принять за насмешку: такой "натюрморт" с четырьмя бюстами, из которых верхний, Ленин, помещен в пятиконечную красную звезду, пересеченную кумачовым приветственным транспарантом, Маркс и Энгельс на "постаменте" внизу и они вместе с Лениным, бронзовые, образуют композиционный "треугольник", в центре которого оказывается белый Сталин, а вокруг и между ними - цветочки, ягодки.

Позднейшие натюрморты начала 1940-х годов рядом с более ранними - "Натюрморт с магнолиями" (1934), "Натюрморт с крабами" (1925) - смотрятся какими-то безжизненными, вычурными, маньеристскими: "Натюрморт с ананасом", "Натюрморт с арбузом" (1940), "Редиска" (1942), "Натюрморт со статуэткой" (1940-е). Единственное исключение - картина "Клубника и белый кувшин" (1943), как выхваченное из потока жизни мгновение в сравнении с прочими застывшими, монументальными композициями из тыкв, ананасов и виноградных кистей. А в целом очень представительная, не перегруженная, но удачно, удобно для осмотра сформированная выставка, приятная еще и тем, что за час с лишним в фонде посетителей, кроме меня, не было и никто не мешал.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments