Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Маргарита" реж. Ксавье Джанноли в "35 мм"

Реальная история, на которой основан сценарий "Маргариты", более известна благодаря бульварной комедийной мелодраме Питера Куилтера, постановку которой я зимой видел в Латвийском Национальном театре -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3283574.html

а в Москве ее играет театр Романа Виктюка с, естественно, Дмитрием Бозиным в роли "нашей дорогой мадам" -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2752587.html

И хотя героиня Катрин Фро в "Маргарите" - француженка, а не американка, как героиня Куилтера и ее реальный прототип Флоренс Дженкинс, и действие перенесено в начало 1920-х, знакомый сюжет в "Маргарите" опознается, хотя и в общих чертах, для фильма на скелет фабулы нарастили массу деталей разного рода и сорта.

Богатая любительница оперы поет для узкого круга, поет безобразно, безвкусно, не имея ни голоса, ни слуха, но прихлебатели расточают ей комплименты. Это придает ей уверенности выйти к более широкой публике, где ее ждет провал и насмешки. Тем не менее она стремится к выступлению в театре решительно. Подготовкой Маргариты к концерту должна заняться
"команда мечты" - бородатая женщина, костюмерша и по совместительству гадалка; пронырливый юный пидарасик в полосатой блузе, "личный помощник" тенора-педагога; и глухой концертмейстер, аккомпанирующий движению губ певца. Сам педагог, вышедший в тираж тенор Атос, некогда певший на лучших сценах мира, не желает сперва ввязываться в аферу, но чернокожий слуга Маргариты не оставляет шансов увильнуть, шантажируя Атоса его пристрастием к несовершеннолетним трансвеститам и запугивая - мол, "иначе будешь петь под мостом... или в Москве!"

В истории Флоренс, ну или, если угодно, Маргариты, можно видеть как психологическую драму эксцентричной богачки, которой неверный муж, продажные слуги и корыстное окружение дурят голову, а она и рада жить по лжи; а можно - сатирическую гиперболу, отражающую ситуацию, когда обслуживающие бездарностей шарлатаны правят бал в искусстве. Да, в "Маргарите" героиня замужем, муж крутит шашни с владелицей магазина, но жену по-своему жалеет. Журналист, который в пьесе Куилтера становится вторым главным героев, у французов наоборот отходит на задний план, несмотря на собственную сюжетную линию, роман с по-настоящему одаренной молодой певицей. Зато фигура слуги получает совсем иной масштаб: негр Мадельбос - не просто преданный хозяйке слуга, он фотографирует Маргариту в образах оперных героинь с расчетом, что когда правда скандально раскроется, его снимки резко возрастут в цене, и фактически он приводит героиню к катастрофе.

Финал картины откровенно мелодраматический: прослушав сделанную в больнице грамзапись своего голоса, Маргарита не в состоянии пережить испытанного ужаса - непонятно только, что ее ужаснуло больше, собственно ее пение или то, как долго ей морочили голову люди, которым она доверяла. Тетка-то хорошая, честная, беззлобная, жалостливая, просто с небольшой придурью и большими деньгами. У барона есть любовница-лавочница, журналист Люсьен в романтических отношениях с певицей Азель, лживый негр трахает бородатую женщину, тенор Атос развлекается с мальчиками, и только мадам Маргарита не имеет в жизни ничего, кроме святого искусства - а это, между прочим, очень тяжело, жить одним святым искусством. И несколько чистых фраз "Каста дивы", спетых Маргаритой на публичном концерте (или услышанных только по-настоящему любящими Маргариту людьми? из фильма можно понять и так, и так) прежде, чем она сорвется и закашляется кровью, словно оправдывают героиню, намекая, что даже если издаваемые ею звуки нестерпимы, то музыка, звучащая у нее внутри, чиста и прекрасна. Неслучайным и даже несколько навязчивым лейтмотивом фильма становится павлин - среди прочей живности в аристократическом замке (а там и питоны, и кого только нет) главный любимец Маргариты - павлин Карузо, птица роскошной красоты, но с чудовищным голосом.

Кроме массы неплохо придуманных подробностей сюжета, характеров и оформления, а также и дополнительных ассоциаций (Маргарита - это ведь еще и имя героини "Дамы с камелиями", по опере известной как Виолетта) в фильме по отношению к известному по пьесе Куилтера материалу добавилось важнейшее обстоятельство. Перенося действие из послевоенной Америки в межвоенную Францию, Джанноли выходит на обобщение иного уровне. Ужасный вокал Маргариты становится голосом времени, музыкой эпохи, когда одна мировая война у всех на памяти, а о неизбежности второй еще никто не думает. И очень показательный, ключевой в этом смысле момент картины - устроенный приятелем журналиста Люсьена художником Кириллом дадаистский антивоенный перформанс с исполнением Маргаритой "Марсельезы" - аристократка, наряженная санкюлоткой, с вилами в руке, с подмостков кабаре и в сопровождении кинохроники Первой мировой, спроецированной прямо на ее платье (едва ли такое могло быть в 1921-м, но анахронизм явно сознательный, как и включение в саундтрек псевдобарочной музыки Наймана к "Контракту рисовальщика") запевает своим дурным голосом "Аллонз анфан..." - и некогда революционный, а впоследствии государственный французский гимн в таком извуерском виде, вызывая, естественно, скандал, приходится очень кстати для подобного случая.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments