Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Одержимая" реж. Анджей Жулавски, 1981

Возвращается муж из командировки... Хотя вообще-то по некоторым аннотациям я понял, что фильм начинается с пролога, где героиня Изабель Аджани мастурбирует перед распятием, после чего зачинает и вскоре рожает чудище, с которым впоследствии уже инцестуально совокупляется, но предыстории я не увидел. То ли в интернете (а следуя по пути прогресса, я решил на дому восполнить пробел - на ретроспективу Жулавского в рамках "Вислы" не успеваю катастрофически) выложена урезанная версия, то ли авторы аннотаций что-то от себя додумали по аналогии с некоторыми другими произведениями - все возможно. Потому что, с одной стороны, в американском и британском, например, прокате в свое время "Одержимая" выходила, сокращенная в полтора раза (в России, понятно, ее не показывали вовсе), и до сих пор хронометраж картины разнится, не на треть, правда, а на три минуты всего, но долго ли умеючи произвести на свет Антихриста? С другой - действительно, идея, заложенная в "Одержимой", витает в воздухе, сходные сюжеты разрабатывали еще ранние европейские романтики, не говоря уже про Лавкрафта, а в кинематографе второй половины 20-го века.

Так или иначе, а муж из командировки все-таки возвращается. Марк работает, похоже, на спецслужбы, добывает какие-то запрещенные материалы (не данные, а препараты скорее), но хочет завязать, потому что ввиду его долгого отсутствия семейная жизнь совсем разладилась, жена Анна охладела, а маленький сын Боб скоро перестанет узнавать папу. Кураторы агента отпускать не желают, но он непреклонен. Тем временем Марк понимает, что жена изменяет ему, и удается выяснить, с кем - даже познакомиться с этим Генрихом, немолодым и вполне светским дяденькой, живущим в неплохой квартирке со старушкой-мамой, куда он приводит и Анну, но к Марку при первом же знакомстве тоже начинает приставать. С Генрихом Анна и в самом деле встречается, но большую часть времени проводит не у него, а с кем - не знает даже ее лучшая подруга Мардж.

Помимо Генриха гомосексуальностью у Жулавского отличается частный детектив, по поручению Марка следящий за Анной и бесследно исчезающий к печали шефа детективного агентства, который признается Марку, что живет с детективом в любви. А исчезает детектив, потому что его убила Анна и скормила тому самому чудищу, уже подросшему, перманентно с Анной (я так и не понял в итоге, сама она его породила или где-то нашла) совокупляющегося и растущего на здоровом питании человечиной в ободранной квартире по адресу улица Себастьян Кроссберг, 62. Кстати, действие этого франко-немецкого англоязычного фильма происходит в Западном Берлине начала 1980-х, то есть "за стеной", и это добавляет мрачного колорита хоть и в сюрреалистическую, но по сути, комедию.

Самый неожиданный поворот "Одержимой" связан на самом деле не с обитающим в ободранных интерьерах монстром-людоедом, склизким "осьминогом", который всеми щупальцами удовлетворяет Анну (предполагаемую свою мать, между прочим) - больше всего удивляет момент, когда вместо мамы взявшийся за ум папа ведет Боба в детсад и там находит воспитательницу, как две капли воды на Анну похожую, так что он даже сперва думает, что Анна его разыгрывает. Воспитательница входит в жизнь Марка и Боба, и к финалу, когда погибают уже и детектив с сожителем, и Генрих, и практически все персонажи, включая часть работодателей Марка, а "осьминог" превращается в двойника главного героя, они с двойником Анны приходят к Марку домой (преследуемые, кстати, недобитыми Марковыми работодателями) и, полностью их подменяя, собираются удирать через крышу - то есть в последний момент заявленный в начале мотив шпионского триллера после всей сюрреалистической ироничной фантастики возвращается вновь.

В роли Марка - молодой, худой и в тот период практически неизвестный новозеландец Сэм Нил - кто б мог подумать, как будет развиваться его карьера! Анну и ее двойника играет Изабель Аджани, тоже молодая и относительно (в сравнении с теперешней) стройная. Ее работа и фильм в целом - два часа истерики, причем истерика здесь - не просто эмоциональный градус, а своего рода стилистический прием, во многом определяющий и композиционную структуру картины с ее лакунами, провалами, обрывами, и монтаж, не говоря уже о принципах существования актеров в кадре. От "Ребенка Розмари" Поланского "Одержимую отделяет меньше пятнадцати лет, от "Смутного объекта желания" Бунюэля - меньше пяти, но то и другое - хрестоматийная классика, а "Одержимая" - как будто сегодня вышла в свет, настолько радикальный шаг в развитии, а точнее, в синтезе жанров: сюрреалистическая комедия и фильм ужасов одновременно, сделанный не без иронии, не без игровой подоплеки и эксплуатации жанровых клише, однако и не без серьезных содержательных задач. И вот тут оказывается важным, что англоязычный (единственный такой в фильмографии Жулавского) франко-германский фильм снял все-таки поляк - Дьявол и Антихрист для режиссера не просто жанровые фикции, но физическая реальность, присутствующая в мире. Равно как и Бог. Вернее, Бог как раз отсутствует, люди потеряли его и предались Дьяволу, одержима не только героиня Аджани, весь мир одержим Дьяволом и жаждет пришествия Антихриста, это уже не сюрреализм и тем более не комедия.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments