Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Отголоски" реж. Магнус фон Хорн ("Висла")

Сильно сделанная, хотя и несколько вторичная по отношению к западно-европейским фестивальным стандартам криминально-психологическая подростковая драма. После двух лет в колонии для несовершеннолетних Йон возвращается в семью. Вообще истории про "бабий дом", где под одной крышей без мужчин живут несколько поколений женщин, в искусстве (да и в жизни) встречаются гораздо чаще, чем примеры семьи без женщин, а здесь как раз такой случай, и это - хотя что произошло с матерью Йона, неизвестно - принципиальный момент. Йон воссоединяется с отцом и младшим братишкой, а вскоре домой из больницы отпускают полуживого деда. Йон идет в прежнюю школу, где ему не рады, потому что все помнят, за что Йона посадили. Но для зрителя предыстория раскрывается постепенно, скупо, и только благодаря тому, что Йон завязывает отношения с одноклассницей Малин - отвязная, в пирсинге, она не смущается прошлым героя. Зато бывший лучший друг Ким оказывается в числе самых яростных преследователей. Итак: у Йона была подружка, с которой он расстался, а Ким с ней переспал, после чего Йон девушку задушил - иррациональная, но вполне житейская, на самом деле, фабула. И если мать погибшей, которая набрасывается на Йона в супермаркете, едва того освободили, понять легче, то Кима - еще труднее, чем Йона. Тем не менее все нуждаются в каком-никаком понимании. За Йона преследуют и его близких, бросают камни в окна, отрывают от дома младшего брата, травят собаку. Из 303 учеников школы 270 подписывают петицию о переводе Йона в другую школу, типа "мы не пытаем, не казним, ну жить с убийцей не хотим", при том что и пытают, и казнить бы рады. Настолько, что не желающий остаться в одиночестве и намеренный продолжить учебу герой (а он неглупый, у него хорошие оценки) долго терпит, не дает сдачи задирам, чтоб не выгнали из школы, однако доведенный до отчаяния приходит в дом к матери убитой им девушки с дедовским и предлагает ей застрелить его. Чего в "Отголосках" не хватает - это вертикального, метафизического измерения, без которого остро обозначенная экзистенциальная проблематика фильма не только не находит разрешения, но и оборачивается плоской, хотя и подробно разработанной, констатацией ряда психологических феноменов. А такого хватает и в франкоязычном кино (например, у Дарденнов), и в немецком, и в скандинавском (режиссер "Отголосков" - швед, многие актеры - тоже шведы или немцы) - польское же тем и уникально, что способно не только поставить вопрос, но и предложить варианты ответов, и среди них правильный. Вот этой мировоззренческой определенности "Отголоскам" и недостает.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments