Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Попелушко. Свобода внутри нас" реж. Рафал Вечыньски, 2009 ("Висла")

Практически в любой стране, десятилетиями, а тем более если веками, подобно Польше, страдавшей от навязанного русскими захватчиками людоедского оккупационного режима и до сих пор расхлебывающей последствия русских зверств (а православные фашисты тем временем недвусмысленно угрожают: "мы еще вернемся!"), снимаются похожие фильмы. Но нигде - в таком количестве и такого качества, как в Польше. Что характерно - даже на проект "Неопалимая купина", посвященный национальному герою сопротивления русским оккупантам Яну Палаху, чехи пригласили режиссером Агнешку Холланд, польского режиссера, имеющего опыт работы в Западной Европе и Америке:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2724883.html

Собственно польские исторические драмы, посвященные недавнему прошлому, когда восточно-европейские народы были загнаны в коммуно-православно-фашистский концлагерь, тоже во многом сделаны с оглядкой на голливудский и западно-европейский стилевой стандарт - для большей доходчивости, поскольку на художественные открытия и оригинальность формальность не претендуют, но имеют задачу донести правду до максимально широкой аудитории, к тому же часто они снимаются для демонстрации сразу по ТВ, хотя существуют и киноверсии. В то же время эти фильмы, как, может быть, никакие другие, в том числе и тоже польские, отличает специфическое для кинематографа Польши сочетание подлинного, нефальшивого и небанального пафоса, с характерными чертами криминального триллера и авантюрной комедии. Особенно это гармоничное единство контрастных жанровых элементов присуще тем историческим картинам, в которых рассказывается роль христианской церкви в борьбе с русскими оккупантами и местными коллаборантами, как, например, "80 миллионов" Вальдемара Кшистека -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2310703.html

или вот этот еще раньше вышедший в Польше, уже не новый, довольно длинный (два с половиной часа), но такой искренний и настолько умело сделанный, что на одном дыхании пролетающий "Попелушко". Его заглавный герой - знаменитый священник, ксендз Ежи Попелушко, за противодействие режиму коллаборантов убитый в 1984 году местными гэбистами - похищенный, истерзанный до смерти и утопленный. Исполнителей преступления для видимости осудили, но вскоре амнистировали, а тех, кто отдавал приказ, так и не назвали - да и без того понятно, откуда исходят все аналогичные приказы. Основное действие приходится на 1981-1984 годы - период "военного положения", подъем движения "Солидарность". На заднем плане мелькают и другие видные фигуры - от Леха Валенсы до Збигнева Херберта (выдающийся поэт, уроженец оккупированного русскими завоевателями Львова, присутствует в суде, где допрашивают профсоюзных активистов) и высшего польского клира, но сам герой - поначалу скромный служитель Божий. Популярным в народе и опасным для русских ставленников его делает, конечно, в первую очередь непосредственная помощь оппозиционерам, но в сущности его сила - христианская вера, которая, как только теперь проясняется в полной мере, и есть главное оружие против православного фашизма, прежде маскировавшегося за марксистскими, коммунистическими, даже атеистическими лозунгами, а теперь открыто показавшего свой сатанинский оскал цивилизованному миру.

Как и в сюжете, в самом образе священника (вскоре после его мученической кончины прославленного Папой как блаженного) соединяются житийные приметы, возвышающие его фигуру до иконического статуса (на жалобу прихожанина, что у сына нет обуви, снимает свои ботинки и отдает нуждающемуся, а агентов ГБ, караулящих у дома, пытается напоить чаем) с комическими, нарочито сниженными деталями (герою приходится вылезать из окна или бегать в трусах, изображая физкультурника в момент милицейской облавы; ну а как лихо престарелые монашки дают подножку гэбистским соглядатаем, пока Попелушко с наклеенной искусственной бородой покидает обложенный агентами дом!). Адам Воронович играет Попелушко тихоголосым, застенчивым, где-то и нелепым, нарочито приглушая пафос на бытовом уровне (ксендз как-то обронил, что фамилия на -ушко смешная и трудно произносится, ему соратники возразили - а Костюшко? а Монюшко? и вот Попелушко чистит зубы и проговаривает перед зеркалом, как бы посмеиваясь над собой, но и примериваясь к великим - Костюшко! Монюшко!), чтоб не впадая в фальшь усилить его на уровне политическом и экзистенциальном. Безусловно, христианская любовь даже к врагам преобладает в характере главного героя, но она не отменяет мужественного противостояния злу, жертвой которого являются в том числе и рядовые служители зла.

А зло в данном случае очень конкретное - это навязанный половине Европы русскими безбожный режим. И отнюдь не коммунистический, потому что за прошедшие десятилетия коммунистическая идеология свой империалистический потенциал исчерпала и русские от нее отказались. Теперь вместо атеизма и марксизма они делают ставку на православие и самодержавие, вместо науки и прогресса - на консерватизм и "традиционные ценности", но революция и консерватизм для русских - в равной степени отмазки, прикрытия звериной имперско-милитаристской сущности. Поэтому польский опыт особенно важен не только эффективностью общего дела (а в "Попелушко" и многих других подобных фильмах власти оккупантов противостоят дети и старики, профессора и шахтеры, монашки и поэты), но силой веры Христовой. Ведь не только в православных Румынии и Болгарии, но и в относительно "вегетарианской" Венгрии, и в напрямую военной силой захваченной Чехословакии не было массового движения сопротивления русским ордам и их наймитам из числа местных граждан, не говоря уже о самой России с ее жалкими кучками диссидентствующих евреев, лишь выставлявших себя на посмешище перед русской ордой (и на сегодняшний день вместо ожидаемой благодарности за старания и жертвы ничего не получившие кроме плевков - кто в спину, кто на могилу). Сейчас, когда воинствующему сатанинскому мороку православия пытаются противопоставлять нечто благодушно-абстрактное - атеизм, гуманизм, социализм, науку, просвещение и прочие химеры - очень кстати вспомнить, что все это бесполезно. Атеизм и гуманизм против бесовщины православия не сработают, действенно и в долгосрочной перспективе противостоять православию можно только Христом. Хотя атомные бомбы и системы противоракетной обороны цивилизованному человечеству при решении тактических задач тоже могут пригодиться. Не зря же в кинотеатре "Иллюзион", где проходят фестивальные показы, в частности, "Вислы", годами при входе висит плакат с заявлением Слободана Милошевича "Запад, эта бешеная собака, вцепится вам в горло!" - пора бы уже вцепиться, а то время идет.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments