Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Светлана Захарова. Amore" в Большом, хор. Юрий Посохов, Патрик де Бана, Маргарит Конлон

"Франческа да Римини" сочинена Юрием Посоховым на музыку, естественно, Чайковского, его одноименной и шлягерной симфонической поэмы. Волей художника-постановщика, пожелавшего остаться неизвестным (на сайте Большого его имя не указано) над сценой парят, будто в невесомости, парные и одиночные, целые и в обломках скульптуры, своим видом напоминающие, правда, не столько ренессансные мраморные статуи, сколько композиции Родена или даже Вигеланда. Ренессансные врата нарисованы видеопроекцией на заднике. Главных героев трое: Франческа - Светлана Захарова, ее муж Джанчотто - Михаил Лобухин, его брат и ее возлюбленный Паоло - Денис Родькин (ансамбль давно сложившийся, с теми же партнерами Захарова танцевала "Кармен-сюиту" на вечере памяти Плисецкой). Помимо основного трио в спектакле присутствует еще несколько неиндивидуализированных женских и мужских образов. С танцовщицами в ярко-красных платьях (от Игоря Чапурина проще) - они всего лишь "придворные дамы". А парни (Карим Абдуллин, Алексей Гайнутдинов, Антон Гайнутдинов) - это, оказывается, "стражи ада" в обтягивающих трико с нарисованными то ли мышцами, то ли сразу костями... Массовые сцены по-своему выразительны, но честно говоря, по отношению к лирическим дуэтам и драматическим трио кажутся в лучшем случае необязательными. Что касается ревнивого мужа-убийцы - персонаж Михаила Лобухина яркий и яростный, экспрессивный, но несмотря на красно-черный обтягивающий костюм получается однокрасочным злодеем. Однако и он не заслужил столь дикого наказания: "стражи ада" набрасывают ему на шею петлю из толстенного каната и удавка тащит его в задымленную кулису. Недостаточно проработана драматургическая концепция, несмотря на любопытную исходную "заявку": символичной деталью, ключевой для либретто одноактовки, становится рыцарский роман о Ланцелоте, который вместе читали Франческо и Паоло, книга становится и поводом, и отчасти источником вспыхнувшей запретной страсти - страсть на сцене явлена, но, кажется, не осмыслена хореографом последовательно, и ее реализация на сцене в большей степени отдана на откуп исполнителям. Так что несмотря на немалое число артистов на сцене, оформление и компьютерную графику, самые сильные моменты спектакля связаны с тем, как Захарова касается головы Родькина, как Родькин несет ее на руках, как Лобухин их преследует. Ну и для демонстрации солистами своих технических, танцевальных достижений простора хватает - сложнейших поддержек, вращений, это все посоховская неоклассика ревнителям балетных традиций предлагает в широком ассортименте.

"Пока не пошел дождь" - постановка Патрика де Бана, имеющая даже сценариста Жан-Франсуа Вазеля, но при всем том вполне себе бессюжетная. Исходные данные: нелетная погода удерживает героиню в гостиничном номере, в одиночестве и ожидании большой любви. Реальной любви в гостиничном номере взяться неоткуда, остается воображение. Что именно воображает героиня, не до конца понятно, но на сцене вместе с ней - два мужских персонажа. Она в фиолетовом платье, и это единственное цветное пятно спектакля, оба абстрактных героя - люди в черном. Один, Денис Савин, в сеточке и кожаных штанах, которые Савину очень идут. Второй, сам хореограф, выступающий здесь и как солист-исполнитель, более представительный, солидный господин - в брюках и жилетке (художник по костюмам - Стефани Бойерли). Музыкальное сопровождение скомпоновано из барочной музыки и современной электроники, оно и должно, видимо, передавать уныние героини, переходящее в отчаяние - вот и передает. В паре Захарова работает преимущественно с де Бана, но мизансценически действие выстроено таким образом, что взаимоотношения дуэта по большей части становятся фоном для переживаний третьего персонажа, и как ни странно, чаще находясь на первом плане, именно Денис Савин оказывается в этом трио наиболее любопытным, трогательным, беззащитным, особенно когда сидит на краю сцены, свесив ножки в оркестровую яму (в отличие от двух крайних спектаклей триптиха этот, средний, идет под фонограмму), приподнимается на руках, понемногу подвигаясь ближе к правой кулисе.

"Strokes through the tails"/"Штрихи (черты) через хвосты" - изначально по заказу Чикагской труппы придуманная Маргарит Донлон ансамблевая, несколько неожиданная в бенефисе-творческом вечере прима-балерины вещица на музыку 40-й симфонии Моцарта, чьи с первых тактов опознаваемые звуки сравнительно недавно уже наполняли пространство Исторической сцены Большого (Даниэль Баренбойм дирижировал оркестром "Ла Скала"). Штрихи - а "черты" звучит еще более коряво, но точнее по сути - это на самом деле, по словам хореографа, всего лишь авторский знак, которым Моцарт якобы перечеркивал хвосты нот, показывая исполнителям, что они могут сами выбрать длительность их звучания. Такова, по крайней мере, программная преамбула Донлон, но в любом случае к нотам происходящее на сцене отношение имеет, мягко говоря, косвенное. В словах постановщицы про моцартовские "черты и резы", дающие свободу музыкантам, всего лишь содержится ироничный намек на собственную "независимость" от композитора. Вплоть до того, что если я правильно услышал и понял, Донлон поменяла местами, переставила 2-ю и 3-ю части симфонии. Постановщице при этом хватило фантазии и вкуса не использовать как основу для танцев чересчур заигранную 1-ю часть - она исполняется в качестве оркестровой увертюры при закрытом занавесе. А на Менуэт выходят шестеро танцовщиков - единственная солистка и пятеро парней. Она - в светлом, но с "дымкой", платье, они - в черных штанишках и рубахах нараспашку. Среди партеров Захаровой тут снова и Лобухин, и Савин, а также Владислав Козлов, Алексей и Антон Гайнутдинов, но все с вздыбленными волосами, залаченными чубчиками, поэтому Савина с Лобухиным сразу после "Франчески да Римини" и "Пока не пошел дождь" даже из первых рядов признать удается не сразу. А вслед за менуэтом идет Анданте, и в нем мальчики появляются уже с голыми торсами и в юбочках, тоже с "дымкой", как и у солистки. Третья и самая спокойная по музыке, созерцательная часть симфонии (ну то есть у Моцарта она вторая, а здесь другой порядок) для хореографа становится поводом для самого юморного, динамичного, слегка хулиганского эпизода, а артистам удается немножко раскрепоститься, отчасти подурачиться, хотя, по-моему, некоторые в юбочках все-таки чувствуют себя зажатыми, им нужно время, чтоб ощутить и раскрыть в себе ту самую свободу, которую будто бы своими особыми черточками предоставлял Моцарт оркестрантам. На финал уже солистка выходит в черных шортиках, а к ней присоединяются пятеро танцовщиков в таких же шортиках и накинутых на голый торс черных рубашках нараспашку, с длинными "фрачными" фалдами (и опять Игорь Чапурин). По совести говоря, волей-неволей за сменой нарядов следить увлекательнее, чем собственно за танцем - пожалуй, не движения, а костюмы тут становятся основным выразительным средством, для образного строя спектакля они явно важнее.


П. Чайковский
Франческа да Римини
балет в одном действии
Хореограф-постановщик - Юрий Посохов
Художник по костюмам - Игорь Чапурин
Художник по свету - Сергей Шевченко

Действующие лица и исполнители
Франческа - Светлана Захарова
Джанчотто, муж Франчески - Михаил Лобухин
Паоло, брат Джанчотто - Денис Родькин
Стражи ада - Карим Абдуллин, Алексей Гайнутдинов, Антон Гайнутдинов
Придворные дамы - Ангелина Карпова, Ана Туразашвили, Ольга Баричка, Екатерина Беседина, Екатерина Смурова


Г. Ф. Гендель
О. Респиги
К. Пена-Кинтана
Пока не пошел дождь
балет в одном действии
Сценарий Жана Франсуа Вазеля
Хореограф-постановщик - Патрик де Бана
Художник по костюмам - Стефани Бойерли
Художник по свету - Джеймс Анго

Светлана Захарова
Патрик де Бана
Денис Савин

В. А. Моцарт
Штрихи через хвосты
балет в одном действии
Хореограф-постановщик - Маргерит Донлон
Художник по костюмам - Игорь Чапурин
Художник по свету - Андрей Абрамов

Светлана Захарова
Михаил Лобухин
Денис Савин
Владислав Козлов
Алексей Гайнутдинов
Антон Гайнутдинов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments