Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Анатомия зла" реж. Яцек Бромски ("Висла")

Матерый мокрушник по кличке Люлек условно-досрочно освобождается из тюрьмы, но выпустили его не просто так: прокурор, который и упрятал бандита, делает срочный "заказ" - убрать видного политика и руководителя бюро расследований, мешающего крупной международной сделке важного человека. Взамен Люлеку обещан паспорт, деньги и новая жизнь, но старый опытный убийца подозревает обман, и хотя отказаться от предложения невозможно (иначе опять тюрьма, и уже навсегда), он к тому же потерял былую остроту глаза и не способен метко стрелять, как раньше. Для выполнения задания он находит Сташека - бывшего солдата, осужденного за гибель "мирных жителей" в Афганистане: парень честно и героически делал свое дело, сражался с талибами, а попал в тюрьму, остался без работы и без средств. Чтоб подобраться к Сташек поближе, Люлек убивает журналиста, чьи публикации способствовали осуждению солдата (это политика трудно убить, а журналиста просто, да еще такому умельцу, как Люлек), Сташеку же врет, что исполнив поручение, тот сможет вернуться на службу, попасть в спецназ и начать карьеру заново.

Безупречно выстроенная драматургически "Анатомия зла" - один из лучших криминальных триллеров, какие мне доводилось когда-либо видеть, соответствующая голливудским стандартам, но при этом, в отличие от американской продукции или даже европейских блокбастеров, свободная от спекулятивности, не нацеленная на то, чтоб непременно нравиться массовой публике и не заигрывающая со зрителем. В чем-то перекликается с фильмами братьев Коэнов, хотя у Бромски сарказм запрятан глубже и прорывается наружу лишь изредка, но все-таки случается - например, когда Люлек (замечательный актер Кшиштоф Строиньски) и Сташек (Марцин Ковальчик) смотрят по телевизору новостной сюжет о подростках, зарезавших таксиста за 200 злотых, и киллер-рецидивист Люлек искренне сетует на плохое воспитание молодежи, мол, школа теперь ничему не учит. Тотальное зло пронизывает все уровне социальной вертикали - от верхушек до "простых парней", при этом никто в отдельности вроде бы не зверь, даже киллер, которому проще застрелить на месте соседку свидетельницу и сжечь ее дом, чем заплатить ей из своей огромной заначки жалкую сумму за молчание, а не то что замаранный прокурор, предлагающий влиятельному заказчику отказаться от убийства и договориться мирно, "по-нашему, по-доброму", сунуть взятку кому следует. Но в результате зло расцветает под солнцем Сатаны и на почве общего неведения.

Примечателен момент с проституткой: Сташек, поселенный Люлеком в отеле, спасает ее от рук разбушевавшегося клиента, которого эта курва, правда, успела ограбить. В благодарность девушка обслуживает спасителя бесплатно и Сташек, которому она понравилась, ищет с ней новых встреч, но та своему благодетелю предъявляет прейскурант - мол, один раз даром, а дальше - только за деньги, хотя и жаль, но работа прежде всего. Искреннее человеческое чувство едва возникло - и сразу же за ненадобностью оказалось растоптано. Подготовка к убийству, слежка за объектом, переговоры с заказчиками идут своим чередом, но в этой захватывающей драме самое интересное - не события, а люди, причем и киллер, и его наивный невольный подельник, и прокурор, и заказчик, и, как ни мало его на экране, жертва (отнюдь не безгрешная, кстати - любовник известной оперной певицы, тайно встречающийся с ней в отеле, где его и планируется грохнуть). Жизнь каждого зависит от другого, и все повязаны - а кто в конечном счете виноват? Вероятно, дьявол. Или все-таки сам человек, не готовый злу противостоять и слишком легко поддающийся?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments