Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Шоколад" реж. Рошди Зем в "35 мм"

Конец 19-го века, уже изобретен кинематограф, охочая до новых развлечений и увеселений французская публика теряет интерес к старому доброму цирку и клоунам прежней школы, популярный некогда Футит не зная, чем еще удивить нанимателя, обращает внимание на дородного негра, в паре с обезьяной изображающего на арене дикаря-каннибала. Футит предлагает новому знакомому партнерство и совместные номера - Футит и Шоколад, как стали называть бывшего "людоеда", моментально обретают популярность, их приглашают в Париж, они становятся моделями для Тулуз-Лотрека, что, к сожалению, осталось за кадром, и даже успевают запечатлеть на кинопленке - а вот этот подлинный документальный раритет на финальных титрах можно увидеть.

Конечно, даже по небольшому черно-белому обрывку видно, что персонажи Джеймса Тьерре и Омара Си на своих реальных прототипов не слишком-то похожи внешне. И в целом "Шоколад" грешит излишней мелодраматизацией, хотя в сравнении с тем, что я ожидал от картины пропагандистской пошлятины в духе какой-нибудь "Темнокожей Венеры" Кешиша -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2037781.html

- ну или, в лучшем случае, пафосной притчи а ля "Скованные одной цепью" Крамера -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2848643.html

- меня кино посредственного актера и не слишком опытного режиссера Рошди Зема против всех предубеждений в большей степени радовало и трогало, чем раздражало и отталкивало (пуская и не без того). Разумеется, и с этим остается только смириться, "Шоколад" - в первую очередь история угнетенного черного парня, беглого раба, еще ребенком разлученного с родителями, бежавшего от хозяина, долго скитавшегося прежде, чем прибиться к цирку. И страдальцем он остается даже при том, что персонаж Омара Си - ходячая иллюстрация расистского стереотипа "все негры от природы порочны": Шоколад - бабник, кидающий свою несчастную белую возлюбленную, готовую бросить ради него мужа и приехать в Париж; пьяница, наркоман и игрок; а еще он жутко тщеславен, любит покуражиться, покрасоваться, продемонстрировать не полноценность свою, но превосходство над окружающими, и при этом совершенно не готов отвечать за свои эскапады. Тем привлекательнее, как ни странно, и это главный сюрприз картины, рядом с экспансивным черным угнетенным выглядит тихая, тайная драма его белого напарника. О гомосексуальности Футита не говорится прямо, нет указаний на его связи с мужчинами, тем более на сексуальное влечение к чернокожему партнеру, есть лишь одна сцена бесплодного флирта в баре, но как раз подтекст, умолчания и делают героя Тьерре намного интереснее (и это еще при том, что по стандартам столетней давности голубым быть едва ли не сложнее и не опаснее, нежели черным). В жизни Шоколада есть много чего, в жизни Футита - только его работа, его творчество, а творчество - это их клоунская пара, "белый" белый и "рыжий" черный, сделавшая настоящую революцию в комедийном искусстве.

Футит и Шоколад - звездная парочка, но Шоколад берет от своей звездности все: раскатывает на шикарном авто по парижским улицам, посещает фешенебельные рестораны, не вылезает из подпольных казино и полуподпольных борделей; он переходит с алкоголя на опий, проигрывает тысячи франков (фантастические для рубежа 19-20 вв. деньги, тем более для беспаспортного негра из беглых рабов), волочится напропалую за белыми бабами (да с каким еще успехом!), пока не встретит вдову-докторшу с двумя сыновьями. Нет, Шоколад в душе добрый, он готов бескорыстно выступать в больнице перед детьми, он с доверием относится к политическим проповедям гаитянского активиста, с которым знакомится в тюрьме - просто слабохарактерный и подверженный искушениям, оттого что страдал много. Из тюрьмы Шоколада, однако, вызволяют не соплеменники-правозащитники, а белый напарник и строгий работодатель, владелец парижского цирка (его играет Оливье Гурме), однако на благодарность им рассчитывать не приходится. Шоколад покидает шоу, оставляя напарнику пробавляться выступлениями в сомнительного пошиба травести-кабаре. А сам благодаря новым знакомствам, обретенным через докторшу-вдову, дебютирует на театральной сцене в роли ни много ни мало шекспировского Отелло, да еще и отказываясь от циркового псевдонима, под "настоящим" (вернее, под предыдущим вымышленным) именем Рафаэль Падилья на афишах - и освистывают его, настаивает режиссер фильма, не потому, что он проваливается актерски, но потому, что Рафаэль "Шоколад" Падилья черный, а публика - сплошь расисты.

Судьба Шоколада складывается печально, растеряв популярность и выйдя в тираж, он пребывает в забвении, подрабатывая по провинции, его сопровождает верная докторша, чьи сыновья подрастают. В 1917 году, когда уже и мировая война на исходе, Шоколад умирает от туберкулеза в безвестности на руках у прежнего партнера, не дожив до пятидесяти. Фильму все-таки удается балансировать на грани пропагандистских клише и подлинного драматизма, "антирасистский" пафос проекта на каждом шагу захлебывается, разбивается о факты; но как чернокожий Шоколад постоянно в центре внимания и активно действует, а белый Футит находится в его тени, молчит, скрывается и таит, так и Омар Си воспроизводит все свои нехитрые, наработанные по вульгарным французским комедиям приемчики, только теперь в ретро-антураже и в цирковом амплуа, а вот Джеймс Тьерре создает полноценный и очень непростой характер. Вообще обидно, что родной внук Чарли Чаплина и такой замечательный актер, Тьерре в кино востребован не слишком активно (не в пример своему напарнику Омару Си, он-то за считанные годы выбился в мировые кинозвезды на гладкой черной коже и полутора ужимках). Как это ни смешно, но в Москве его можно чаще увидеть на сцене, чем на экране - достаточно регулярно его "Компания Майского жука" привозит театрализованные представления, самым запоминающимся из которых пока что стало предпоследнее, "Рауль":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2567644.html

Но по спектаклям, выдержанным в формате театрально-цирковых шоу, трудно оценить драматический талант Джеймса Тьерре, там он выступает в амплуа загадочного персонажа из иных миров, окруженного фантастическими монстрами (с этой точки зрения выбор исполнителя на роль Футита идеален, но предсказуем); а в "Шоколаде" Тьерре-младший раскрывается максимально, и "черная звезда" Омар Си его лишь оттеняет, хотя бы и вопреки режиссерским стараниям. Тем более, что не сегодня-завтра белых парней в Париже станут уже без грима и без декораций показывать за деньги - просто как антропоогическую, если не зоологическую экзотику.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments