Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Белая вода" и "Пепел", театр танца "Клауд Гейт", Тайвань, хор. Лин Хвай-Мин

Считается, что к спектаклям Хвай-Мина применим принцип "видел один - видел все", и такое мнение, надо признать, не вполне безосновательно. До Москвы "Клауд Гейт" доезжает регулярно, названия привозят разные, но по формату, по пластическому решению и тем более концептуально одна постановка мало чем отличается от другой вне зависимости, идет ли в них речь о тонкостях каллиграфического письма или о трудностях выращивания риса. Как правило, тема заявлена в заглавии, а собственно хореография небогата находками, универсальна и прилагается к ней более или менее механистично, меняются лишь костюмы и видео-картинки на заднике. Обычно, правда, спектакль тайваньского театра танца - это одноактное, на час с небольшим, представление, а в данном случае - диптих (премьера 2014 года) из двух самостоятельных опусов, и уже одно это казалось любопытным.

Подобно тому, как показанный в прошлом году на Чеховфесте "Рис" Хвай-мина был про рис -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3125767.html

- "Белая вода", догадаться нетрудно, посвящена воде. На экране-заднике ненавязчиво и неспешно чередуются видеоинсталляции с изображениями речных потоков, а на сцене кордебалетные эпизоды перемежаются с сольными и дуэтными. Пятидесятиминутное действо составляют десятка полтора коротких фрагментов на музыку фортепианных миниатюр французских композиторов начала 20-го века - преимущественно Сати, а также Русселя и Ибера, и вдобавок к ним несколько в том же духе выдержанных сочинений безвестных азиатских авторов. Девушки в белых сарафанчиках, юноши в широких штанах и маечках-безрукавках, ткани и конечности "струятся", в общих танцах при желании можно усмотреть намек на "течения" и "камни", симпатичные женские соло и занятный мужской дуэт под Сати совершенно абстрактны, но так или иначе - а драматургия, присущая непременно самым "бессюжетным" балетным спектаклям, у Хвай-мина здесь отсутствует как факт, и это сознательная установка на отказ от всякого развития. "Белую воду" невозможно даже дивертисментом назвать, для этого эпизоды недостаточно контрастны. Есть чуть менее спокойные и чуть более экспрессивные, но в целом мероприятие - на любителя: отнюдь не гремит и не плещется бурным ручьем, а протекает довольно-таки ровно, без четко обозначенных всплесков и водоворотов, иногда медлительно, иногда чуть ускоренно, не фонтанируя и не затягивая, хотя, пожалуй, такой чистой созерцательностью тоже способно порадовать глаз, особенно ежели с непривычки.

"Пепел" построен на похожих движениях, медлительных и выполняемых на полусогнутых, но лаконичный и в своем роде "программный". Он поставлен на музыку 8-го квартета Шостаковича, и посвящен некой (неконкретной) массовой трагедии, гуманитарной катастрофе: последствиям ли бомбардировки или геноцида, учиненного без привлечения авиации, а может и ядерного удара, "конца света" локального или глобального масштаба, техногенный или стихийный, но, во всяком случае, картинка предполагается однозначно постапокалиптическая. Все участники представления в "грязном" гриме, костюмах-отрепьях, в отличие от "струящейся" пластики "Белой воды" здесь, в "Пепле", движения резки, угловаты, конвульсивны, свет приглушен и много дыма. Но главное, здесь нет места для соло и дуэтов, если из массы, сцепившейся руками, и выделяются сколько-нибудь индивидуализированные солисты, пары, то не для самостоятельного танцевального "номера", а лишь с тем, чтоб подчеркнуть тотальное страдание, в том числе и физическую боль, насилие над телом, а не просто душевные муки. Задача эта, впрочем, простейшими средствами решается секунд за тридцать, и двадцатиминутный спектакль, опять-таки изначально не предполагающий никакого драматургического развития, сразу превращается в полуперформанс-полуинсталляцию, чей хронометраж обусловлен не внутренней логикой, не пластической насыщенностью, но исключительно длительностью музыкального произведения, послужившего материалом для саундтрека. Созерцательность в "Пепле" отнюдь не столь благостна, как в "Белой воде", но понятно заранее: рассчитывать, что из "Пепла" блеснет алмаз, бесполезно, артисты и на поклонах не разжимают рук, словно демонстрируя - разом нас богато, но пасаран.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments