Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Дурная кровь" реж. Лео Каракс, 1986

Уже забылось, как выглядел Дени Лаван в ранних фильмах Каракса - а выглядел он офигительно! И ведь не красавчик, не смазливое личико, скорее наоборот - страшненький звереныш, но таким он в историю кино и вошел. Сейчас вообще без слез не взглянешь, но все равно, во всяком виде, в любом проекте (несколько лет назад приезжать играть моноспектакль про Селина, потом снялся в "Поддубном", делал массаж Пореченкову!) заметный, в "Святых моторах" просто великолепный. А тридцатилетней давности "Дурной крови" от него просто взгляд невозможно отвести. Да и от еще нестарого, почти такого же, как в последних фильмах Бунуюэля, Мишеля Пикколли, и от молодой, абсолютно "кукольной" Жюльетт Бинош, и от совсем-совсем юной, несовершеннолетней Жюли Дельпи... Но между тем в "Дурной крови" у Каракса, с одной стороны, очевидна оглядка на Годара (и прежде всего на "Алфавиль"), а с другой - уже возникает многое из того, что потом будет в "Поле Х" и в "Святых моторах". Ничего такого я не мог разглядеть и понять, когда смотрел "Дурную кровь" впервые подростком - молодой тогда еще К.Л.Эрнст (во времена - все были молодые!) гнал на первой кнопке авангардное французское кино потоком, и особенно упирая на Каракса с Блие. Да что там - ну ладно "Полу Х" тогда Каракс еще и не снял, но в тот момент, пожалуй, я бы даже не опознал, что Алекс, персонаж Лавана, насвистывает мотивчик из "Пети и волка" Прокофьева, а его телефонный автоответчик прежде, чем пропищать сигнал, наигрывает "Монтекки и Капулетти" из "Ромео и Джульетты".

Алекс (случайно или нет - тезка героя "Заводного апельсина", а также и самого режиссера, чье настоящее имя Александр) - потомственный жулик, несмотря на юность уже отсидевший 15 месяцев в заключении и не желающий туда возвращаться. Он сожительствует с такой же юной девушкой Лизой (17-летняя Жюли Дельпи, ныне сама себе режиссер!), развлекается чревовещательством, принимает опиум и не желает помнить про погибшего отца, тем более про его дружков. А у дружков проблемы с загадочной Американкой - престарелая леди-босс международной мафии требует в уплату долга от стариков-разбойников похитить из лаборатории фармацевтической фирмы культуру вируса СБТО, необходимую для разработки вакцины. Для успешной операции старому бандиту (Мишель Пикколли) нужна помощь Алекса. Оставляя Лизу, Алекс знакомится с юной сожительницей главаря Анной (Жюльетт Бинош), но та предпочитает пожилых, с Алексом же ее связывает скорее дружеская взаимная симпатия, хотя с его стороны и более глубокая, кажется.

Место действия, при некоторых конкретных приметах, вполне условно, обстановка скорее футуристическая, при том что в контексте 1980-х вирус СБТО, передающийся "при сексе без любви" (и "заражение происходит при определенных ласках, даже если не любит только один из партнеров") совершенно очевидно ассоциируется со СПИДом. Но и криминальная интрига, завязанная на благообразную, но демоничную Американку (та сепаратно предлагает Алексу "кинуть" партнеров, тот ее водит за нос, в результате при попытке добраться до частного самолета, чтоб потом высадиться с парашютом в Швейцарии, Алекс истекает кровью, подстреленный Американкой во время автомобильной погони), да и мелодраматический сюжет с любовным четырехугольником (брошенная Лиза, которая изменила Алексу с приятелем Тома и дозвонилась, чтоб признаться в этом, недоступная Анна и ее престарелый сожитель-бандит) для Каракса - элементы в большей степени формальные. Фильм как целое держится на образе героя Лавана, отчасти героини Бинош, и самые выразительные, может быть, кадры картины - статичные разговорные сцены, где звук порой рассинхронизирован с изображением (голоса персонажей в фильме вообще нередко звучат как бы за кадром - пригодилось чревовещание героя) и возникает ощущение, что эта куколка Бинош и это притягательное чудище Лаван пришли в этот и без того фантастический мир откуда-то совсем издалека, непонятно зачем, случайно потерялись, и неожиданно, запоздало нашли себя друг в друге.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments