Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Демон" реж. Марцин Врона ("Висла")

Ежегодный фестиваль польского кино - событие лично для меня очень ожидаемое, хотя каждый раз расписание показов будто вредителями составлено - никуда нельзя успеть, все со всем совпадает. Кроме того, в нынешнем году, судя по аннотациям каталога, в программе практически нет фильмов на столь важную, актуальную тему зверств русских захватчиков, военных и политических преступлений оккупантов против поляков и других европейцев, которые на протяжении столетий, но особенно в 20-м веке, творили бесчинствующие орды православных дикарей, а это немного обидно постольку, поскольку лирические комедии или криминальные драмы сегодняшним польским кинематографистам даются несколько хуже, нежели социально-исторические полотна, а с жанрами еще более чистыми вроде детектива или триллера дела и подавно обстоят не гладко. Образчик польского "хоррора" - "Демон" Марцина Вроны, конечно же, не "жанр" в чистом виде, уже потому, что посвящен теме, которая сейчас в польском искусстве потеснила даже память о кровожадном русском зверье - как с конвейера, но весьма разного качества, выходят один за другим фильмы о вине поляков перед евреями в годы Второй мировой войны и последующие десятилетия. Но в картинах фестивального формата, артхаусных, даже артмейнстримовых этот мотив может еще зазвучать как-то оригинально, а "Демон" - то ли чересчур простодушная поделка, то ли, наоборот, грубоватая насмешка, чуть ли не пародия на засилье опусов аналогичной тематики в текущей культурной жизни Польши (это касается и театра, и литературы не в меньшей степени, чем кино). Самый расхожий мотив - уничтожение евреев поляками (и если судить по многим польским фильмам, этой теме посвященным, то Гитлер и СС там вообще были ни при чем, поляки поубивали всех евреев, не прибегая к концлагерям и газовым камерам, но сами и вручную, а потом захватили их дома и зажили, несмотря на последовавшую вскоре русскую оккупацию, припеваючи) парадоксально - хочется думать, что это сознательный драматургический прием, не от творческой беспомощности использованный - соединяется с опять-таки самым хрестоматийным сюжетом из легендарной еврейской традиции, беспокойном злом духе Диббуке, предпочитающем вселяться в тела живых на свадьбах.

Жених Петр, по кличке Питон, приехал из Англии в Польшу к невесте Жанете. Свадебная гулянка с участием ксендза, завязавшего с выпивкой доктора и толкающего занудливые речи престарелого учителя-еврея - комичный бедлам, которому предшествует, однако, пугающая находка: случайно возле дома Петр обнаруживает скелет, после чего ему начинает мерещиться еврейская девушка Ханна в белом платье, а вскоре дух буквально вселяется в парня, тот начинает разговаривать на идиш и корчится... Зрелище скорее смехотворное, чем пугающее, да и не слишком-то оригинальна идея - слишком много фильмов про одержимых дьяволом, и есть, прямо сказать, поинтереснее. Вместе с тем непонятна предыстория этой самой Ханны - учитель-еврей вспоминает, что Ханна полюбила польского парня, а потом пропала... Видимо, тот "польский парень" был дедом нынешней невесты, но что он сделал со своей еврейской возлюбленной, сам убил и завладел ее жилплощадью (как все поляки, из ненависти к евреям и не дожидаясь помощи от нацистов или русских, но желающие захапать еврейскую недвижимость) или не сумел спасти, или как-то она погибла трагически - неизвестно. Ксендз недоумении и рекомендует обратиться за медпомощью, врач-трезвенник с расстройства нализался, жениха корчит и ломает, учитель во время поездки по ночному городку припоминает, как мясная лавка когда-то была синагогой, родители невесты пытаются делать вид, что ничего страшного не случилось, чтоб спасти семейную репутацию, от одержимого жениха, насколько я понял, избавляются (один из друзей сбрасывает автомобиль в карьер), а в финале "проклятый" дом разрушают, видимо, уже спустя годы, и под обломками обнаруживается свадебное фото... Впрочем, к финалу хоть сколько-то внятная "жанровая" структура уже окончательно разваливается, злой еврейский дух успел вызвать бурю и на гостей пролился дождь с грозой, яма, откуда неожиданно в начале возник скелет (пролежавший там, выходит, много десятилетий, никем не замеченный?) превратилась в топкое болото. Вообще пока русские гордятся своими дедами, будь то хоть Молотов на пару с Риббентропом, поляки и прочие цивилизованные европейцы из последних сил продолжают каяться в подлинных и мнимых прегрешениях, что доходит, как в данном случае, уже не просто до политического, но и до эстетического абсурда. Ведь это, в сущности, достаточно двусмысленная ситуация, если видеть в "Демоне" не трэш-комедию, а мистический триллер с историко-политической подоплекой: в совершенно постороннего, аж из Англии приехавшего жениться парня вселяется непримиримо-злобный еврейский демон и начинает его изнутри корячить - в жанровой структуре триллера ведь предполагается, что демона этого надо уничтожить ну или, если он как субстанция не вполне материальная бессмертен, изгнать из человеческой реальности, исторгнуть обратно в ад. Может быть, авторы именно это и имели в виду - необходимо прекратить уже ритуальные покаянные камлания, оставить в покое старые скелеты и вернуться к насущным проблемам повседневности? - и тогда фильм не настолько несуразный, как на первый взгляд кажется. Но честно говоря, на то надежды мало, а пока там разбираются с застарелыми призраками, обыкновенные, натуральные звери со всех сторон снова подступают к Европе, аж слюни капают.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments