Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Моцарт и... Шимановский" в КЗЧ, дир. Геннадий Рождественский

Из восьми программ двухгодичного цикла, объединяющих Моцарта с композиторами 20-го века, пара Моцарт-Шимановский, как мне кажется, наименее очевидная - но для Рождественского, стало быть, Шимановский был слишком важен сам по себе, чтоб оставить его в стороне. Контекст традиционно задавали две мессы Моцарта - короткие, К 259 (нудноватая, если честно) и К 275 (с чудесным, игривым и сугубо светским органным соло внутри камерной струнной интерлюдии, блестяще исполненным Федором Строгановым). Между ними - два крупных опуса Шимановского и одна пьеса в оркестровке самого Рождественского. Первой симфонии Шимановского, как указывает сам ГН, практически не существует, полностью утрачена средняя часть, хотя в исполнении Рождественского оставшиеся две прозвучали как нечто цельное, при том что внутри было не все гладко (опять же по словам дирижера, ему видны недостатки материала, но он старался их прикрыть). Первый скрипичный концерт Шимановского, наоборот - вещь относительно шлягерная, во всяком случае, репертуарная - исполнение Александра Рождественского вышло чистеньким, пускай и без блеска, но, во всяком случае, развитие импрессионистской стилистики Шимановского от более ранней симфонии к зрелому концерту прослеживалось явственно. Главным же сюрпризом стала "Шахерезада" - фортепианную пьесу Шимановского из цикла "Маски" ГН оркестровал сам, без оглядки на существующие уже варианты, но на сцене при ее исполнении присутствовал как слушатель: мол, хочу оценить достоинства и недостатки своей работы, а это можно сделать только со стороны - поэтому "Шахерезадой" дирижировал ученик Рождественского и его ассистент Дмитрий Крюков, уже вполне состоявшийся дирижер - он вместе с ГН выпускал последнюю премьеру Камерного музыкального театра им. Б.Покровского, "Сервилию" Римского-Корсакова, и я как раз его ходил слушать туда.

Ну в самом деле - уж наверное для Рождественского капелла пяти-семиминутную штучку сыграла бы и отдельно от концерта, если ему захотелось бы послушать - но Рождественскому важно не просто, чтоб музыка прозвучала, а чтоб ее еще и преподнести как некое особенное событие, театрализовать "презентацию", что удается ему блестяще. И то же касается оркестровки непосредственно: нет, невесть откуда взявшиеся "голоса" и звук битого стекла - это не слуховые галлюцинации, как я сперва подумал; "хоровой вокализ" незаметно обеспечили оркестранты капллы из дальних рядов, а стекло "разбивалось" в записи. Вот такой у нас 85-летний юбиляр Рождественский концептуалист-затейник - в оркестровке столетней давности произведения задействовал фонограмму, а в предыдущем концерте, перелагая для большого симфонического состава студенческую пьеску молодого Прокофьева, добавил оркестру красок за счет квартета аккордеонов и клавесина! Причем с чисто академическими, даже, если угодно, экспериментальными задачами, и речи нет о каком-нибудь "кроссовере"!

За что мы любим (далеко не все, кстати, но кто не любит - не просто не любит, а чаще всего агрессивно ненавидит, что тоже по-своему показательно) Геннадия Николаевича - за его неуспокоенность, за вовлеченность в течение времени. Этим, вероятно, отчасти обусловлено то, что выступления его далеко не всегда проходят ровно. В отличие, скажем, от Темирканова - тоже выдающегося, можно сказать, великого дирижера, но существующего в своем собственном времени, замкнутом на себя; я не так часто, как Рождественского, но все же не раз и не два слышал Темирканова живьем - и не могу припомнить ни одного откровенного провала; у Рождественского - как раз могу, но Рождественский тем и интереснее, что непредсказуем, по-хорошему беспокоен, ему интересно жить прямо сейчас, у него с Шимановским, с Прокофьевым, да и с Моцартом - постоянный диалог с позиций человека уже 21-го века, не сводимый к пиетету музейщика в отношении драгоценного экспоната коллекции. Оттого, видимо, проистекает и пристрастие ГН к редкостям, раритетам, может быть, и не первого сорта, зато эксклюзивным. Последнее время отыскивая в интернете интересующие меня записи (а привлекают меня в первую очередь названия и авторы, не тиражируемые из концерта в концерт ради гарантированного кассового сбора и пиар-эффекта) я сталкиваюсь с тем, что большую часть из того, на что хочется обратить внимание, записано не кем иным, как Геннадием Николаевичем Рождественским. А он все не останавливается, все ищет, пробует - уникальная личность.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments