Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Разговоры после прощания" Я.Реза в театре на Малой Бронной, реж Михаил Станкевич

Пьеса называется, вообще-то, "Разговоры после погребения", но "прощание" звучит и шире, и легче, не столь мрачно, что, вероятно, имеет и маркетинговый смысл, даже более, чем символичный, хотя содержание пьесы и впрямь отнюдь не столь беспросветно, как может показаться по завязке сюжета. В загородном доме на погребение отца, выпавшее аккурат на канун Дня всех святых, собралась семья - взрослые дети покойного, двое сыновей, Алекс и Натан, и дочь Эдит; их пожилой дядюшка Пьер, брат умершего, с женой Жюльеной; а также Элиза, бывшая спутница Алекса, скрывавшая до поры свое увлечение другим братом, Натаном, причем взаимное. Подавленная некогда страсть Натана и Элизы вспыхивает заново, к неудовольствию как Алекса, так и Эдит - у последней не складывается личная жизнь, оттого роман над свежей могилой возмущает ее едва ли не сильнее, чем ревнующего брата.

Почему разладились отношения Элизы и Алекса - неизвестно, вообще при всем многословии "Разговоров..." автором, видимо, предполагалось, что подтекста в них еще больше, чем текста. Перегружая диалоги бытовыми ("атмосфэрными", прости, Господи - а на малой сцене Малой Бронной, куда я впервые попал после ремонта, выстроена усыпанная опавшими листьями веранда в натуральную величину, и окна, ставни, перила, все, вплоть до продуктов, из которых персонажи готовят "мясо с овощами", предельно "достоверно) деталями, режиссер рискует потерять и без того тонкую нить интриги - где тонко, там и рвется. Одновременно с этим пьеса Ясмины Реза - далеко не "Чайка" и не "Дядя Ваня", при том что когда на веранде садятся играть в "монополию", неволей начинаешь ждать известия, что Константин Гаврилыч застрелился. Но никто не застрелится, наоборот, после драки с братом Алекс выбросит пистолет в садовую бочку с водой, Элиза и Натан, отправившись было на вокзал, вернутся в отчий дом вместе, и Алекс уже не будет возражать, а Эдит примириться на том, что сама пригласит с ночевкой ухажера с работы, который до этого уже был ее любовником на одну ночь, но, похоже, там, где у Чехова история закончилась бы, у Резы она только начинается. И тогда не совсем понятно, ради всех святых, стоило ли ради такого просветленного финала городить муторный огород и стряпать из такого количества ингредиентов обыкновенное, в конце концов, "мясо с овощами".

Между тем в "Разговорах..." режиссеру удалось из весьма разных актерских индивидуальностей сложить отличный исполнительский ансамбль. Его камертон, как мне показалось - Мариэтта Цигаль-Полищук в роли Элизы, да и ее героиня - тот центр, вокруг которого так или иначе вращаются остальные персонажи и их побочные сюжетные линии. Замечательно выстроена динамика взаимоотношений Натана (Владимир Яворский) и Алекса (Дмитрий Цурский), колоритной, но не карикатурной получилась "синечулочная" по типажу Эдит (Дарья Грачева). Приятно удивил Александр Макаров в роли Пьера - вообще актеры, при всех подробностях "проживания" своих образов умеют чуть-чуть, легко, с изяществом взглянуть на них как бы со стороны. Но как ни странно, чем плотнее ткань ансамблевого сосуществования, да еще в таком камерном пространстве, тем явственнее обнаруживается непрочность драматургической основы, чьи литературные достоинства и содержательную оригинальность режиссер явно преувеличивает, даже откровенно юмористические, почти фарсовые сценки (хотя до сих пор Реза более известна сатирическими комедиями, а жанр "Разговоров..." в театре обозначают недвусмысленно как "мелодрама") решая, насколько возможно, в драматическом ключе. и к моменту надуманного хэппи-энда "разговорная" пьеса уже трещит и рвется, сколь ни старались бы артисты, в финале словно невзначай "выпадающие" из непрерывного действия, дабы выйти на поклон к публике и сразу вернуться за семейный стол, удержать пресловутую "атмосферу".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments