Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Река Конго. Искусство центральной Африки" из собрания Музея на набережной Бранли в ГМИИ

Музей на набережной Бранли - наверное, единственный из крупных парижских музеев, где я не побывал, причем отчасти сознательно его пропустил: ну то есть когда я впервые попал в Париж, его и в проекте еще не существовало, он открылся значительно позже; а в последний раз я, глянув на занимаемую им постройку с противоположного берега Сены, я решил, что незачем тратить силы и двинулся от Дворца Токио прямиком к Дому Инвалидов. И вот часть коллекции с Бранли приехала в Москву - вероятно, не слишком обширная и значительная, но, с другой стороны, в подобных музеях мимо целых витрин и разделов проскакиваешь мимо, едва успевая бросить "панорамирующий" взгляд, а тут, с доставкой на дом, можно и повнимательнее разглядеть отдельные вещи.

Посмотреть, в принципе, есть на что. Ареал, охваченный выставкой - бассейн Конго, включающий территории нынешнего Габона, республики Конго (бывший Заир) и Демократической республики Конго. Открывающий раздел - маски в форме сердца, ну и вообще маски, занятные, я бы даже сказал, прикольные. Например, маска-шлем с рогатым животным на кумполе, или четырехликие маски, надо полагать, весьма практичные, потому что не позволяют при их использовании по прямому назначению понять, каким боком она к тебе на самом деле повернута. Далее следует раздел "женских образов" - острогрудые статуэтки, ритуального преимущественно характера, довольно разнообразные при том. Однако практически все экспонаты относятся к концу 19-20 века. И хотя третий раздел посвящен "пути к абстракции", то есть влиянию этнической африканской архаики на европейский авангард (выставлены две гуаши Матисса из собственной коллекции ГМИИ, а в экспликации помянуты Гоген, Дерен, само собой, Пикассо и даже Клее), и наглядно продемонстрировано, что от архаики до авангарда один шаг, возникают вопросы. Скажем, насколько в конце 19-20 века уклад племенной жизни коренных африканцев оставался незатронутым колонизаторами?

Не думать про это невозможно, поскольку среди статуэток в витринах есть фигурки в одежках на пуговичках и даже одна в шляпе-котелке, чисто английском и никак не "архаичном". То есть это в самом деле ритуальная скульптура (не конкретно в котелке, эта, понятно, не ритуальная - но остальные), подлинные и использовавшиеся изначально в обрядовом обиходе реликварии, обереги и проч., или же сувенирная стилизация в расчете на белых "туристов" (туристов пусть и не в современном, конечно, понимании, но просто заезжих заинтересованных "прогрессивных" европейцев)? Типа "хохлома"?! Кстати, на вернисаже дарили деревянный "африканский" медальончик-значок - этот уж точно сувенирный, но что характерно, прямо в контексте экспозиции, а не в музейном киоске, на продажу выставлены и бусы, и миниатюрные маски - которые по качеству мало чем отличаются от весьма (что подозрительно) искусно сработанных вещей на экспозиции.

Сувениры произведены сегодня и не факт что непосредственно в Африке, это, допустим, существенно отличает их от экспонатов - но хотя едва ли голожопые обитатели центрально-африканских деревень были в курсе свежих эстетических веяний Парижа и Мюнхена, а все ж таки деревянные и раскрашенные, иногда с перьями, статуэтки начала 20-го века (то есть зачастую по факту "младшие современники" произведений Пикассо и Модильяни!), реже металлические, еще реже резной кости, поделки в действительности легче принять за свидетельство влияния колонизаторской культуры на африканцев, чем в полотнах Пикассо и рисунках Клее усмотреть "ученичество" великих художников по отношению к рукастым дикарям (даже если сами великие художники сколь угодно готовы были "учиться" и считать себя "учениками" т.н. "коренных народов Африки и Океании", сидя в своих мастерских на Монпарнасе - а артефакты из Африки и Океании в ту эпоху без разбора называли "негритянской скульптурой").

Вообще Музей на набережной Бранли специализируется на культуре т.н. "неевропейских цивилизаций", что идеологически безапелляционно подразумевает существование каких-либо альтернативных "цивилизаций" помимо европейской (иудео-христианской, евро-антлантической). Однако даже сформированная на основе данной идейной "мультицивилизационной" платформы экспозиция скорее убеждает в противоположном. Что, впрочем, не отменяет ни объективной культурной ценности, ни обывательского интереса к африканским саркофагам, реликвариям, оберегам вне зависимости от того, созданы они природными людоедами и эксплуатировались в ритуальной практике, или же изготовлены на заказ местными умельцами-стилизаторами и приобретены коллекционерами сто лет назад в сувенирных лавках наподобие сегодняшних, только по более сходной цене. Может, через сто лет медальончики, ныне любезно приложенные кураторами к пресс-релизу выставки, тоже за магические артефакты сойдут. Особенно если учесть, что православные и мусульмане по части язычества и людоедства любым африканцам готовы дать фору.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments