Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

в поисках лучшей доли

"Евровидение" я в последние годы смотрю больше по инерции, без прежнего энтузиазма - но не забывая, что в свое время довольно плотно им занимался как журналист и не раз присутствовал непосредственно на конкурсах, начиная с 2003 года в Риге и далее. В этом году видел трансляции совсем урывками, второй полуфинал вообще пропустил, ну и финал включил примерно с середины - без ощущения невосполнимой потери. К тому же с тех пор, как русскоязычную трансляцию поделили первая и вторая кнопки, чередуясь по годам, предпочтительнее все же вариант, когда показывает Первый канал - тамошние комментаторы говорят много ерунды, но не столь плоской, чуть более информативной и в некоторых случаях даже веселой, вместо той однообразной пошлятины, которую несет в эфир Губерниев, а теперь и примкнувший к нему Мацкявичюс. Но в случае с Джамалой я сомневаюсь, что ведущие сами придумали - еще и судя по тому, что текст повторился несколько раз в практически неизменном виде - комментировать песню Джамалы "1944" в таком духе, что, дескать, поет она про близких родственников, а в современной Европе воспринимают в более широком контексте, поскольку Европа столкнулась с проблемой беженцев, покинувших родные места в поисках лучшей доли. Как уже отметили более оперативные фейсбучные наблюдатели, описание чересчур обтекаемо - можно было бы и поконкретнее выразить, чего уж там: НКВД спасало крымских татар от укрофашистов, переселяя их в Казахстан, а тупые неблагодарные татары просто не поняли своего счастья и не сумели оценить русской доброты. Видимо и до сих пор не поняли, не оценили, коль скоро Джамала вышла на "Евровидение" с таким вот произведением:

When strangers are coming...
They come to your house,
They kill you all
and say,
We’re not guilty
not guilty.

Where is your mind?
Humanity cries.
You think you are gods.
But everyone dies.
Don't swallow my soul.
Our souls

Yaşlığıma toyalmadım
Men bu yerde yaşalmadım
Yaşlığıma toyalmadım
Men bu yerde yaşalmadım

We could build a future
Where people are free
to live and love.
The happiest time.

Where is your heart?
Humanity rise.
You think you are gods
But everyone dies.
Don't swallow my soul.
Our souls

Yaşlığıma toyalmadım
Men bu yerde yaşalmadım
Yaşlığıma toyalmadım
Men bu yerde yaşalmadım
vatanima toyalmadim

Когда приходят незнакомцы...
Они приходят в твой дом,
Они убивают вас всех и говорят
"Мы не виновны...не виновны"

Где ваш разум?
Человечество плачет
Вы думаете, что вы боги,
но все умирают,
не глотайте мою душу
наши души.

Я не могла провести свою молодость там, потому что вы забрали мой мир

Мы могли бы построить будущее
Где люди свободно живут и любят
Счастливые времена..

Где ваши сердца?
Человечество, процветай
Вы думаете, вы боги
Но люди умирают
Не глотайте мою душу
Наши души

Я не могла провести свою молодость там, потому что вы забрали мой мир
У меня не было Отечества...

Объективно говоря, поэзия что в русскоязычном переводе, что в англоязычном оригинале (о фрагментах на татарском ничего не могу сказать) не шедевральная, но музыкально песня превосходная, и великолепно исполнена. Джамала на самом деле непростая девушка, комментаторы от России опять-таки со свойственным им беспамятным дипломатизмом не раз и не два обозначили, что старт карьере Джамалы дала победа на "Новой волне" в 2009-м, но "забыли" (или, допустим, не знали) что впоследствии Джамала на той же "Новой волне" пыталась ставить продюсерам и лично Крутому свои условия касательно выбора репертуара для выступлений в концертах, и дошло до того, что отказавшись от предложенной организаторами песни на творческом вечере Меладзе в 2012-м, она из программы вылетела - в наказание за излишнюю самостоятельность и в назидание остальным, чтоб поменьше выпендривались: я этот момент очень хорошо помню, благо Игорь Яковлевич Крутой бывает в подобных обстоятельствах на удивление откровенным, причем публично откровенным. Чего не скажешь о Геннадии Гохштейне, продюсере убогого музыкального вещания канала "Россия", том самом Гохштейне, который "всех обрезает", как про него прежде шутили в Витебске на "Славянском базаре" (его телеверсиями он тоже рулит). Насколько пришлось Гохштейну обрезать Губерниева с Мацкявичюсом в Стокгольме, или нашлись посуровее искусствоведы в штатском, но надо думать, даже таким прожженным блядям в штанах вещать, повторяя из раза в раз с трудом затверженную хрень про "лучшую долю", оказалось непросто. Однако для телевизионщиков выражение "в поисках лучшей доли" звучит особенно двусмысленно, коль скоро погоня за рейтингами и долями даже для официозного госканала так много значит, и хочешь-не хочешь, а что написали - то и озвучивай, пока не обрезали.

Между тем "1944" - вещь совершенно недвусмысленно отсылающая к геноциду крымских татар, которые устроили русские в середине прошлого века наряду с массовым уничтожением множества других народов. "Когда приходят незнакомцы..." - поет Джамала, и при некотором желании не составляет труда догадаться, кто эти "незнакомцы", что приходят в дом и всех убивают, и уж всяко должен понимать Мацкявичюс, к литовским соплеменникам которого эти же до боли знакомые русские незнакомцы пришли в дома еще раньше, чем к прабабке Джамалы и остальным крымским татарам, и поволокли их даже не в Казахстан, а прямиком в Сибирь, откуда живыми обратно в Европу мало кто из литовцев вернулся. Вот такая история "про близких родственников" получается. Придет черед, и русских тоже куда-нибудь вышлют - где б еще найти такой Казахстан, куда они могли бы все гуртом поместиться... Украинская публика, во всяком случае, уже желает "русским братьям" после трансляции "Евровидения" как можно скорее "покинуть родину в поисках лучшей доли", и чтоб их "лучшая доля" оказалась как минимум не хуже, чем у депортированных крымских татар. Так что когда помахать кулаками после драки в "российской" телестудии для камланий собирается разношерстная шваль и начинается вой, как русских засудили, потому что Евровидение - это политика, то в данном случае это-таки политика, да (на этот раз даже Корчевникову пришлось с большим трудом затыкать бушующего в маразме Бедроса). Только политика не в голосовании, как приятно думать русским, во всем себя считающим победителями, а в самой песне, где именно со стороны России политику постарались по возможности не заметить и проигнорировать.

Сергей Лазарев, с которым я тоже на "Новой волне" когда-то, в 2002-м еще году, познакомился (до этого видел его на театральной сцене, он еще был студентом Школы-студии МХАТ) в этой ситуации замешан еще более некрасиво, чем Полина Гагарина в прошлогодней (забавно, что она тоже закончила Школу-студию МХАТ, только много позже, и я с ней познакомился тоже на "Новой волне", были же деньки золотые...), и теперь ему ничего не остается, как согласно внимать визгу "все равно мы победили, зрители за нас, а жюри подкупленные" - куда денешься? При том что Лазареву напридумывали-накрутили на вокальный номер целое визуально-пластическое шоу, с декорацией, видеоинсталляцией, акробатикой, а Джамала, ну тоже не совсем без спецэффектов визуальных, но в первую очередь песней покорила, действительно очень хорошей. Мне еще очень неожиданным и оттого еще более симпатичным показался франкоязычный ретро-шансон от австрийской конкурсантки Зои Штрауб, и очень неплохо показал себя в новом имидже участник из Литвы - я его помню еще как Донатаса Монтвидаса по Витебску, четыре года назад в Баку я с его продюсерами и литовской делегацией на Евровидении в Баку даже ездил вместе на загородную экскурсию, и вот снова Донни Монтелл пробивается, небезуспешно, хотя, понятно, что такого ресурса, какой вокруг Лазарева удалось аккумулировать Киркорову как главному спецу по Евровидению (кстати, каждый раз вспоминается - Киркоров ведь самый неудачный русскоговорящий участник Евровидения за всю историю участия России в конкурсе, ниже киркоровского 17-го места никто не опускался, абсолютный анти-рекорд) литовцу ни в жизнь не получить, да и не только литовцу. Но никто и не стремится. Евровидение в 21-м веке стало игрушкой для цивилизационно недоразвитых сообществ - страны, стоявшие у его истоков, потеряли к нему интерес, за исключением представляющих их подростков и гомосексуалистов, вытеснивших из целевой аудитории конкурса домохозяек прежних лет. А вот для Азербайджана там, для России, для каких-нибудь балканских православных карликов - да, это праздник души, именины сердца. Для Украины, вероятно, тоже, хотя насколько рады были, это я тоже помню, сам присутствовал, победе Русланы в Стамбуле в 2004-м, и на следующий год дружно отрывались в Киеве (это был угар...), настолько успех Джамалы выглядит сегодня, при всей его объективности, некстати - на какие шиши в Киеве снова устраивать сабантуй? Да еще и всякое говно опять наружу неизбежно полезет. И русские ведь, если честно, особо-то на Лазарева не рассчитывали, наоборот - по-настоящему победить хотелось до тех пор, пока это ни в какую не удавалось сделать, но после ледово-скрипичного шоу Билана образца 2008-го года и последовавшего за ним безумного, дорогущего (даже по тогдашним меркам "жирных" лет) "Евровидения" в Москве желание поутихло, обиженными и засуженными позиционировать себя и дешевле, и приятнее, и политически, кстати, выгоднее. А украинцам придется раскошеливаться, что должно сильно отравлять вкус победы. Но пускай у них праздник и со слезами на глазах, а мне за Джамалу радостно. За Джамалу, врать не буду, смс-ки не отправлял (и без того мне "билайн" обрубил все бонусы, ни сегодня-завтра разорюсь с мобильником), но единственный раз я лично принимал участие в зрительском голосовании "Евровидения" - в 2006-м из Афин, где тогда тоже выступал Билан (но занял 2-е место, 1-е спустя два года) послал - через роуминг, между прочим! (у меня тогда корпоративная оплата мобильника шла от редакции) СМС за Украину, за Тину Кароль - Таню Либерман - и ее чудесную, зажигательную, до сих пор не забытую песенку "Show me your love", которую и по сей день изредка не грех с приятностью послушать.

https://www.youtube.com/watch?annotation_id=pfc%3AmRqhkwTIuU8&feature=s2lp&src_vid=p5iMmOzrffE&v=mRqhkwTIuU8
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments