Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Яна Иванилова в квартире-музее Святослава Рихтера: Прокофьев, Стравинский, Мясковский

Из всей программы я прежде слышал только прокофьевские "Пять стихотворений Анны Ахматовой", и то лишь один раз, больше двадцати лет назад. А кроме них в "прокофьевском" блоке Иванилова исполняла еще более раритетные "Четыре русские народные песни" - это уже совсем другой Прокофьев, опус 1944 года, и хотя аутентичной "народности" здесь немногим больше, чем в текстах "Здравицы", все-таки ранний цикл совершенно иной. Мне показалось, что для "Ахматовой" Прокофьева нужен более сухой и строгий вокал, чем у Яны Иваниловой, и "народные песни" ей удались с большим блеском, но все-таки разницу в стилистике материала она обозначила. В "народных песнях" Прокофьева, впрочем, особую роль играет фортепианная партия (аккомпанировала Ольга Макарова), и даже в тех случаях, как во второй из четырех песен, "Катерине", певица добавляла чисто фольклорных обертонов, аккомпанемент не позволял забыть ни на секунду, что произведение авторское, и автора самого первого ряда. А открывающая тетраптих "Зеленая рощица" - вещь неожиданно трагическая, и от заявленной сперва скорбной ноты эмоциональное развитие цикла логично движется к откровенно шуточному, скоморошескому "Чернецу". Последовавший за Прокофьевым ранний диптих Стравинского, "Две песни на слова Сергея Городецкого" (1908), "Росянка" (хлыстовская" и "Весна" (монастырская) очень любопытно вписался в контекст, поскольку Прокофьев начала 1910-х годов с явным вниманием относился к успехам чуть более старшего и уже входившего в моду коллеги и, в частности, к принципам его стилизаторской работы с мотивами языческой архаики (о чем свидетельствует "Скифская сюита", как минимум), но задним числом становится понятно, насколько Прокофьев уже в молодости выше, интереснее, оригинальнее Стравинского, в том числе и если брать камерную вокальную лирику.

Второе отделение по эксклюзивности даже перебивало первое, поскольку если симфонии и сонаты Мясковского кто-то кое-где у нас порой играет, то петь Мясковского не берется никто - непонятно, почему, материал великолепный. "Мадригал", сюита для голоса и фортепиано на слова Бальмонта - ранний Мясковский(1908-09), и может быть, действительно уступающий в своеобразии и Прокофьеву, и Стравинскому, к тому же кто только не старался положить тексты Бальмонта на музыку в те годы (включая обоих вышеупомянутых). Было бы интереснее послушать романсы Мясковского на стихи Гиппиус. Но абсолютный раритет - поздний цикл Мясковского "Из лирики Степана Щипачева", 10, можно без преувеличения сказать, маленьких бриллиантов. Многократный лауреат сталинских премий Щипачев - фигура, в общем-то, одиозная, имя его практически забыто, при том что в повседневном культурном обиходе отдельные строки широко распространены и не всегда в привязке к их создателю ("любовью дорожить умейте... любовь не вздохи на скамейке" - в литературной композиции богомоловского "Князя" наряду с "Идиотом" Достоевского и "Смертью в Венеции" Манна нашелся красный уголок и для Щипачева; вспоминает о нем и Алиса Гребенщикова в спектакле "Наше" театра "Практика", когда рассказывает о поэтических предпочтениях своей матери, где Щипачев и Асадов соседствовали с Ахматовой и Цветаевой). Стихи, вошедшие в цикл Мясковского, впрочем, при том что нехитрые, абсолютно лишены идеологической заданности, а за редким исключением (вроде номера "Эльбрус и самолет") и конкретных реалий эпохи: они про любовь, про природу - ну немножко на уровне школьного восприятия жизни, правда. Однако Мясковский, и не в последнюю очередь за счет фортепианной партии, усложняет лирический сюжет содержательно, выводит его на иной уровень, сближает с поэзией начала 20-го века ну если не первого разряда, не Гиппиус и не Бальмонта, то какой-нибудь Галины Галиной, на тексты которой сочинял свои самые шлягерные романсы Рахманинов. Плюс Яна Иванилова именно в щипачевском цикле показала самые лучшие стороны своего голоса и своей манеры, повторив на бис 4-й номер, "Подсолнухи". Да и вообще я впервые попал в квартиру Рихтера, так что новой информации и свежих впечатлений хватило с избытком.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments