Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Двое во Вселенной" реж. Джузеппе Торнаторе в "35 мм"

Идея, заимствованная из "Нежности" Барбюса (о чем нигде в выходных данных не сообщается), положена на современные коммуникационные технологии и доведена до абсурда. Эми - студентка-астрофизик и одновременно лихой каскадер в кино, и как только ней это сочетается. Эд - профессор астрофизики, преподаватель Эми и ее наставник в более широком смысле слова. Они любовники, в интимном общении предпочитающие именовать друг друга Волшебник и Камикадзе, но встречаются урывками в течение шести лет (долго же надо учиться астрофизике - сложная наука!) по гостиничным номерам либо приезжают на островную виллу профессора в Северной Италии, а остальное время общаются посредством скайпа, электронной почты, звонков и смс, потому что профессор давно женат, его любовница на три месяца моложе старшей дочери, но есть еще маленький сын, и ради него якобы Эд остается с женой и детьми, а не покидает семью, обеспечив материально, и не воссоединяется с возлюбленной. Мало того, умирая от тяжелой болезни (какая-то у него завелась символическая для астрофизика "астроцитония"), Эд логистически просчитывает изощренную систему посланий, видеосообщений, писем в конвертах, адресованных Эми на все случаи жизни после того, как Эда не станет. И вот Эда нет, но он ей звонит, пишет, выходит на видеосвязь - в какой-то момент девушку это напрягает и она, по заранее прописанному Эдом алгоритму, дает сигнал - отправляет сообщение с 11-кратным повторением имени Эда. А диск с заготовленными им материалами, бросает в камин. Быстро одумавшись и достав испорченный диск из огня, на протяжении большей части фильма Эми ищет способ восстановить "систему", которую Эд так ловко просчитал и в которую вовлек практически всех своих знакомых, за исключением, конечно, жены с детьми, а также друга детства, ставшего его лечащим врачом.

Этот друг и врач объясняет Эми, почему наотрез отказался участвовать в "проекте" Эда: во-первых, он осуждал его за "измену" жене, но второе и главное - что подобная затея "годится для плохой научной фантастики". Что правда то правда, и почти до самого конца от развития сюжета ожидаешь поворота в сторону сайенс фикшн, не зря же Эд и Эми столько талдычили под музыку Эннио Морриконе про бозон Хикса, теорию струн и прочую чертовню, включая возможность параллельного существования в непересекающихся вариантах вселенной 10 или 11 Эдов и Эми, с непохожими судьбами в каждом из случаев, а не просто двоих во Вселенной (вообще оригинальное название картины - "Переписка"). Собственно, с такими усилиями найденный Эми "код к восстановлению системы" (передумав, она с ног сбилась, желая возобновить "общение" с покойным, так что и сама уже поменялась с ним ролями, стала видеофайлы записывать, адресованные ему) состоял в том, что имя Эда надо было не 11 раз набрать, как имя Эми, чтоб "отписаться от рассылки", а всего лишь десять - да, ради такого открытия стоило интересоваться бозоном Хикса, кроличьими или там кротовыми норами. Самое же поразительное, что мелодраматизм в плоскость фантастическую так и не выходит, история подается как замысловатая, но реалистичная, бытовая. Ну подумаешь, последние две недели жизни старик только и делал, что из последних уходящих сил записывал и записывал, придумывал и договаривался, перебирал возможности (даже черновики сохранились! дурковатый итальянский лодочник их нашел и Эми отдал), а все для того, чтоб стать для Эми бессмертным, ну хотя бы временно - а нет бы тупо оставить жену, взрослую дочь и не такого уж крошку-сына (благо голодать бы им при таком отце семейства по любому не пришлось) и не провести с любимой конец жизни без виртуальных посмертных заморочек, а нормально, по-человечески. Но ему надо было светить ей "светом мертвой звезды", что Эми запоздало поняла - и на основе этого "открытия" (астрофизики Земли имеют дело с несуществующим миром, ведь свет звезд до них доходит уже после того, как те взорвались, мало того, как раз благодаря яркой вспышке взрыва и доходит, иначе бы времени не хватило свету преодолеть космические дистанции). Так девушка защитила докторскую и получила ученую степень, завязала с каскадерством, а заодно, тоже не без увещеваний "с того света", помирилась с матерью, хотя до этого долго избегала общения с ней, переживая, что в 20 лет вела машину и стала виновницей гибели отца в автоаварии. Вот как мертвый астрофизик позаботился о любимой студентке, и наконец, с ведома семьи, завещал ей свою итальянскую виллу.

Вряд ли кто-нибудь захотел бы оказаться на месте членов его семьи, однако старшая дочь пришла на защиту Эми в университет и братишку привела - все под звездами ходят, теперь они вместе. Забавно, что скрупулезно выверенная Эдом система постоянно сбоит, сообщения порой приходят некстати или файлы путаются, Эми получает видео, записанное к 18-летию Николаса, сына Эда, которому пока что лет десять всего. Но сбой системы, по замыслу авторов, видимо, должен добавить и без того избегающий техногенного фантастического элемента истории пущей достоверности: типа - всего наперед не просчитаешь. На деле небезупречность плана лишь усиливает фальшь и замысла в целом, не говоря уже про технические, логистические детали его реализации (огромное количество народов вовлечено в "проект", с каждым героиня встречается, но каждый, и ладно б матерый юрист, но даже простая итальянская уборщица, хранят тайну как партизаны на допросе). Актеры тоже не способствуют доверию к этой вымученной чуши - Ольга Курыленко, положим, небездарная, бывают хуже, но и не обладает настолько ярким талантом, чтоб убедительно представить заведомо фантастическую ситуацию как возможную, реальную, и если уж на то пошло, куда менее статусная Шона МакДональд в роли профессорской дочки-блондинки рядом с ней кажется намного интереснее. А что касается Джереми Айронса, то и меня давно уже, задолго до фильма Торнаторе возникало ощущение, что он заранее наснимал файлов со своим участием на все возможные случаи и теперь их просто используют, механически вставляя, в различных кинопроектах без его ведома.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments