Иоселиани, надо думать, вином тоже по-прежнему не брезгует, но что-то вдохновения оно ему не добавляет. Надо признать, "Зимняя песня" повеселее предыдущей "Шантрапы" -
http://users.livejournal.com/_arlekin_/1847205.html
- и его новому фильму не так уж сложно навесить комплиментарных оценочных суждений. Дескать, режиссер-мудрец с отстраненной иронией наблюдает, как аж со времен Французской революции запущенный исторический процесс сегодня дает плоды: бароны и санкюлоты, аристократы и дегенераты стали почти неразличимы, живущие в самодельных палатках бродяги-цыгане и наследники родовых замков в одинаковом положении (цыганский табор разоряет полиция, владелец замка разорился сам и его гонят прочь кредиторы). Свободы, может, и не намного больше, чем прежде, зато равенство - налицо, а в некоторых случаях, особенно если за бутылкой, удается достичь и братства. Но я не понимаю, как самому Иоселиани не скучно - тридцать с лишним лет назад он уже сделал "Фаворитов луны" (которые лично мне, допустим, тоже совершенно неинтересны, но все-таки это уже как бы "классика"), потом, окончательно обосновавшись во Франции, "Охоту на бабочек" - и опять старая песня: кино, вино, ну только что не домино, зато проблемы с недвижимостью. Стиль Иоселиани и вообще весь этот грузинский "поэтический" кинематограф, давно эмигрировавший вместе со своими носителями в Германию и Францию (как ни странно, современное кино Грузии абсолютно другое! и резко разорвало с традицией времен загнивающего СССР) могло производить впечатление и казаться занимательным на контрасте с общесоветским контекстом, но цирк сгорел, клоуны разбежались, а некоторые из них все еще стараются по инерции кривляться. К примеру, одного случайного персонажа-бомжа раскатывает по асфальту катком-укладчиком, и превращенного в блин, его подсовывают под створку ворот - смешно? А один из главных героев-стариков "Зимней песни" постоянно ходит вдоль стены, в которой то возникает, то исчезает дверь, а за ней - райский сад с экзотическими птицами, в какой-то момент оказавшийся разоренным. Дверь в стене - это из Герберта Уэллса или Иоселиани сам по себе так мыслит, полагая, что он открывает новый мир? Ну тогда и дерево с завязанными "на желание" ленточками - не "оммаж" и не "аллюзия", а оригинальный символ? А уж образ раздолбанного пианино на помойке - это что-то неприличное совсем, непростительное даже еще не пребывающей в статусе гуру Анне Меликян, которая прибегает к нему в короткометражке "Адажио Баха", а для Иоселиани - просто роспись в собственной беспомощности. Присутствует в картине и момент ковыряние в дерьме ночного горшка - дерьмо и горшок принадлежат той самой расфуфыренной бабке, которая все еще окружает себя такими же полуживыми поклонниками, на дерьме здесь гадают, и занимается этим персонаж, которого играет сам режиссер - вот такая мудрая отстраненная ирония наблюдателя. Ну и про гильотину вышедший в тираж мастер тоже не забывает - показав настоящее орудие казни в прологе, далее, в эпизоде на кухне у мерзкого мордатого бугая в мундире можно видеть, как повариха гильотинкой-ножичком отрезает голову рыбкам на кухне... - да и то сказать, все измельчало, даже орудие казни превратилось в кухонную принадлежность, а чего ждать от когда-то преждевременно записанных в гении кинорежиссеров.