Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Элвис и Никсон" реж. Лиза Джонсон

Ожидал чего-то куда более искрометного от ситуации, в которой "король рок-н-ролла" Элвис Пресли возмущенный распространением наркотиков и пропагандой коммунизма среди американской молодежи, а заодно и причастностью - на его взгляд - ненавистных "Битлз" и прежде всего лично Джона Леннона к указанному процессу, обращается письмом напрямую к американскому президенту Ричарду Никсону, мало того, письмо приносит к входу в Белый дом и собственноручно передает его охране, после чего президентские ассистенты Крог и Чэпин наизнанку выворачиваются, но убеждают Никсона в необходимости ради пиара принять Элвиса, а Элвис вместо пиара настаивает, чтоб его назначили федеральным агентом по особым делам под прикрытием, хочет тайком внедряться в ряды хиппарей-леваков или даже террористов из "черных пантер", чтоб неузнанным их в решающий момент прихлопнуть, благо он прошел в армии специальную подготовку и владеет приемами каратэ. Все это по идее должно быть очень смешно, и деталей забавных действительно хватает (как Элвис, к примеру, нарушает протокол и горстями кушает m&m's из плошки, предназначенной для президента), но очень трудно уяснить, где заканчивается тотальная авторская ирония и начинается искренняя сентиментальность. Я даже был бы совсем не против сентиментальности, наоборот - если на то пошло, то при некоторой грубости и явном невежестве президент Никсон, каким его играет Кевин Спейси, смотрится в картине намного солиднее, да и человечнее одновременно, чем старый шизанутый клоун Элвис, персонаж Майкла Шеннона, который в Белый дом приходит с золотым поясом (что зафиксировано на документальном, как я понимаю, а не постановочном ради комедийного фильма фото), а перед этим убирает мешки под глазами с помощью крема от геморроя. Кстати, вот это любопытный рецепт - интересно, на самом деле помогает?

Финальные титры напоминают, что оба президентских ассистента после Уотергейта отсидели срок, нынче один читает лекции по государственной этике, другой владеет консалтинговой компанией, а в фильме они молоды, по-своему наивны и, в общем, обаятельны. Никсона в таком виде тоже принять легко - подумать только, для "прогрессивной общественности" США тех лет, связывавшей свои чаяния с русскими, он был примерно тем же, что сейчас Путин для русскоязычных либералов (ну тем-то просто не с кем было его сравнить, а этим совсем непростительно), в фильме же Кевин Спейси подает Никсона как нормального немолодого дядьку, который уж до чего не хотел видеть в Овальном кабинете Пресли и не интересовался встречей с ним, а разговорился - и пожелал сфотографироваться на память, так Элвис еще и кочевряжился, дал добро только в обмен на президентский прием для двух своих товарищей. Так фильм, в котором виделось обещание памфлета, превращается не то что в драму, а чуть ли не в мелодраму, не в последнюю очередь благодаря побочной сюжетной линии, связанной с героем "красавчика" Алекса Петифера, которому ужасно не идут патлы и бакенбарды. Элвиса сопровождает шофер и телохранитель Сонни, простак и любитель баб, а также агент и пиарщик Джерри, которого в Лос-Анджелесе ждут к определенному часу невеста и ее отец, с ним Джерри должен познакомиться, у него попросить руки девушки, а он в Вашингтоне зависает по прихоти Элвиса, хотя даже не работает с ним больше, а перешел в кинобизнес и устроился в "Парамаунт". Но Элвис дружбу ценит и просит Никсона с президентским эскортом доставить Джерри-Петифера в аэропорт, персонаж Петифера успевает на встречу с отцом невесты вовремя и, как следует опять-таки из финальных титров, после сотрудничества с Билли Джоэлом и "Бич бойз" отошел от работы, но до сих пор живет с этой самой Шарлоттой в Калифорнии, в поместье, которое купил ему все тот же миляга Элвис.

В общем, осуществления ожидаемого я не получил, киношка точно могла быть поживее и повеселее, но и отвращения не испытал - уже немало. Могу повторить вслед за Дениской Корсаковым, точно заметившим, что Никсону стоит посочувствовать - не самый плохой был президент, столько полезного сделал, не в пример самовлюбленному демагогу Кеннеди, но именно Никсона "передовые интеллектуалы" ненавидели сильнее любого другого руководителя США, и пост ему пришлось покинуть из-за глупости, ради которой православные не стали бы и заморачиваться, но демократов же "не проведешь..." Однако судьба Никсона и его посмертного образа в художественной культуре по-своему логична: история - настоящая, то есть та, которая пишется не в академических кабинетах продажными лже-учеными, а которая сочиняется поэтами и драматургами - любит неудачников и злодеев, предпочитает их праведникам и успешным менеджерам, из последних мифологические фигуры эпического масштаба не лепятся. Никсон был именно что успешным и благополучным, единственная его, по большому счету, незадача, Уотергейт, собственно, и делает его (уже не первый и вряд ли последний раз) персонажем художественного произведения, во всех остальных своих проявлениях способствовавший прекративший войну и способствовавший "разрядке" президент, переизбранный на второй срок, а после отставки еще не одно десятилетие спокойно доживавший, никому не интересен, и даже в описанном второсортном кинопамфлете Никсон при всей гиперболизации его характерных черт талантливым Спейси имеет бледный вид рядом с откровенным фриком Элвисом-Шенноном, который то ли умер, то ли нет, то ли стал федеральным агентом с особыми полномочиями под прикрытием.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment