Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Ариунбаатар Ганбаатар в МЗК:Гендель, Чайковский, Рахманинов, Россини, Верди, Леонкавалло, Пахмутова

Второй (первой много лет назад была Хибла Герзмава) за всю историю конкурса им. Чайковского вокалист, получивший гран-при, в сольную программу собрал все, что только можно, демонстрируя как бы широту творческих интересов и - насколько получится - вокальных возможностей: от барокко до советской ретро-эстрады, от итальянских оперных шлягеров до монгольского национального фольклора. Сравнительно немногочисленная целевая аудитория вечера - соответствующая, сформированная примерно пополам на основе возрастного и этнического признаков, в отдельных случаях (вроде безрукой Розы с "бурятского радио" и ее сменных компаньонок) совмещающихся. Посол Монгольской и все еще народной республики, а вернее, послица, тоже присутствовала - хотя преобладали все-таки местные бабки, которых уже успевший стать заслуженным артистом Бурятии певец и выбором материала, и фактурой, и манерой держаться - дородный, щекастый батыр, грудь колесом, раззудись, плечо, размахнись, рука - привел в полный восторг. Лично меня - в гораздо меньшей степени, хотя нельзя не признать, что у Ганбаатара действительно хорошие голосовые данные, по нынешним временам тотального оскудения - редкой глубины и насыщенности тембр, и даже есть какая-то "школа", но вот именно "какая-то", и даже можно сказать, какая конкретно: старая советская, при том что артист относительно молод, ему тридцатника нет еще. Для барокко и бельканто подобная выучка - хуже никакой, а певец начал с арии Генделя из "Te Deum", во втором отделении покорял собравшихся старух и соплеменников каватиной Фигаро из "Севильского цирюльника" Россини, то есть от амбиций в барочном и белькантовом направлении отказываться не собирается, по крайней мере на уровне отдельных концертных шлягеров. Но стоит отдать должное Ариунбаатару - главную артистическую ставку он делает на иного рода репертуар.

В первом отделении шел большой блок Чайковского (романсы "Слеза дрожит", "На нивы желтые...", "Мы сидели с тобой", "Нет, только тот, кто знал" и ария Елецкого из "Пиковой дамы"), во втором - Рахманинова, поменьше ("В молчаньи ночи тайной", "О нет, молю, не уходи"). Рахманинова предварял романс Грига на стихи Андерсена "Люблю тебя", если б не текст, на слух опознающийся как образчик языка германской группы, музыкально в исполнении Ганбаатара от Рахманинова едва ли отличавшийся, так же как Рахманинов и Чайковский друг от друга, как и примеры авторской камерной вокальной лирики из другого раздела, обозначенного ведущим "страничкой монгольской музыки", как и завершавшие вечер песни Муслима Магомаева, лауреатом конкурса имени которого Ганбаатар стал еще раньше, чем победил на конкурсе имени Чайковского. Вообще что бы Ганбаатар не пытался петь, а выходит "И вновь продолжается бой, и сердцу тревожно в груди..." - кстати, я обожаю этот пахмутовский шедевр, ныне столь мало востребованный (Пахмутова уже успела написать кучу всякой православной хрени в том же духе, но куда менее эффектной), и с наслаждением послушал бы его в исполнении Ганбаатара (кроме шуток!!), его голос и стиль подачи идеально подошли бы для "И Ленин такой молодой", артист имеет все шансы оставить позади если уж не Кобзона, но Сметанникова. Однако певец предпочел не столь рискованную "Мелодию" Пахмутовой и не столь известную "Торжественную песню" авторства самого Магомаева на текст Рождественского со словами "про родину, вскормившую меня", и хотя строчки типа "я смогу держать в ладонях солнце" у Ганбаатара звучат весьма внушительно, тонкости и вкуса Магомаева ему явно не хватает, тут ведь силы голоса и размера ладони мало, тут нужны еще более редкие, чем "бархатный" вокал, артистические качества.

Как песни Магомаева остались в репертуарной кладовой Ганбаатара со времен конкурса Магомаева, так и ария Елецкого из "Пиковой дамы" Чайковского - с конкурса Чайковского. И если романсы Рахманинова и Чайковского при всей старомодности исполнительского стиля Ганбаатара в камерном формате приемлемы, особенно если воспринимать их с некоторой иронической дистанции (представляя, что тебе "включили" какой-нибудь "голубой огонек" ЦТ СССР середины 1970-х), то в опере, даже концертного формата, не говоря уже о полноценной театральной постановке, я Ганбаатара представляю с большим трудом, что, между прочим, обидно, потому что похожих голосов сейчас практически "не делают", но голос - одно, а другое дело - понимание стиля, способность вникнуть в содержательную суть. Намного легче допустить, что карьера Ганбаатара, и к тому имеются все предпосылки, будет развиваться в сторону эстрадно-попсовую: участие в телепроекте "Голос" стало бы логичным этапом творческого роста для победителя конкурса им. Чайковского, в последствии Ганбаатар глядишь и потеснил бы Баскова - как более басовитый, а что, в русскоязычном шоубизнесе уже есть "король", есть "императрица", не хватает только монгольского "хАна", и тогда всем ханА! Для оперы же Ганбаатар с его нынешними замашками не годится, а в пространстве камерных академических залов голосу, который (по незабвенному выражению Фроси Бурлаковой) "в правлении слышно", уже и сейчас не развернуться.

В программе заявлялась еще одна лауреатка конкурса Чайковского (но не гран-при и не последнего "заплыва", а предыдущего), сопрано Елена Гусева, в первом отделении успевшая выступить с арией Лизы из 2-й картины "Пиковой дамы" ("Откуда эти слезы?..") и двумя романсами Рахманинова ("Сон" и "Крысолов"). Несколькими днями ранее я уже слышал Гусеву в концерте Дудниковой, и ее присутствие в программе Ганбаатара напрягало меня заранее, так что когда ведущий во втором отделении объявил, что певица приехала больная и решила не продолжать выступление, я про себя подумал "очень одолжила", хотя радовался рано, поскольку паузу конферансье заполнял перечислением абонементов на будущий сезон (и все равно это интереснее, чем пение Гусевой). Ганбаатару и собственной "сборной солянки" хватило, чтоб заполнить два отделения на пару с лишним часов. Блок, который ведущий политкорректно назвал "страничкой монгольской музыки", я бы в жизни не опознал как нечто экзотическо-национальное, если б опять-таки не язык: номер "Твои слезы" автора с непроизносимым именем, спетый артистом с пульта, даже материалом, не говоря уже про стилистику собственно исполнения, не контрастировал с чайковско-рахманиновским каноном, а "По законам земли родной" Анатолия Андреева напомнило русские народные песни, созданные советскими композиторами еврейского происхождения для кинофильмов (то есть всю "народную" классику советского периода сразу). Выделялась из общего ряда монгольская народная, судя по настрою певца и определенной части собравшихся, шуточная песенка "Удивительно", но и она под фортепиано (аккомпаниаторша опытная и толковая - Дарима Линховоин) звучала как стилизация.

Как ни странно, наиболее убедительным в исполнении Ариунбаатара Ганбаатара - с поправкой на архаичную "эстрадность" подачи в целом - мне показался раздел хитов европейской оперной классики, за исключением куплетов Эскамильо из "Кармен" Бизе, который так, как Ганбаатар, уместнее петь в ресторанах, ну, по крайности, на торжественных мероприятиях в районных клубах. Но вот Верди и Леонкавалло, ария Риголетто из 2-го действия и пролог к "Паяцам" артисту вполне удались. Их он тоже, как все прочее, поет открытым звуком, разводя руки, то есть по советской моде сорокалетней давности, но удивительно - в том тоже обнаруживается своя прелесть, и вспоминается, что, к сожалению, намного лучше по всем европейским понятиям, чем восходящая монгольская поп-звезда классического пения, выученные вокалисты нынче от природы такими данными, как Ганбаатар, не обладают (ни одного не могу припомнить столь же мясисто-голосистого). А школа, чувство стиля и вкус без данных тоже ведь мало радует. С этой точки зрения Ганбаатар едва ли в ближайшие годы потеряется, даже если не сделает окончательный выбор в пользу эстрадно-телевизионной популярности. Ну а сделает - тоже беда небольшая, иеромонаху Фотию конкуренцию составит.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments