Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Борис Березовский и НФОР в КЗЧ: фортепианные концерты Бетховена №№ 2-4 (запись)

Неуверенно следуя по пути прогресса, я все-таки постепенно осваиваю (не без сторонней моральной и технической поддержки) возможности интернета, и в последнее время все чаще, пускай частично, компенсирую отсутствие даже теоретического шанса всюду, куда хочется, успеть или хотя бы сделать выбор между разными событиями, выпадающими на один вечер, за счет сетевых архивов. Поскольку Фогеля в МАМТе можно было увидеть только "живьем", а Березовского потом послушать и в записи, я записью и ограничился, чего мне вполне хватило. Я не фанат Березовского, но все-таки чем дальше, тем больше проникаюсь его стилем игры. В чем-то, безусловно, "ограниченным", но про некоторой легковесности (а можно сказать и о "поверхностности") исполнения Березовского ему нельзя отказать в тонкости, даже, если угодно, "изысканности" звучания, и филигранной точности вместе с тем (в то время как и очень большие звезды мирового пианизма позволяют себе иногда небрежность, непростительную школьникам). По отношению далеко не ко всякому композитору такое сочетание "легкости в мыслях" с "техничностью" оказывается выигрышным, но что касается конкретно Бетховена и трех его фортепианных концертах - по-моему, отлично получилось. По крайней мере что касается сольных партий - никакой тяжеловесности, ни тем более вульгарного пафоса, что порой возникает при исполнении Бетховена, у Березовского и намеком не проскочило. Другое дело, что фортепианный концерт - это ж не только фортепианная партия, и дирижер здесь - не просто техработник, подающий изредка сигналы оркестру, это, на самом деле, главный (не умаляя важности человека, сидящего за роялем) исполнитель произведения. Но обходясь своими силами и не сходя с места управляя оркестром (не самым, к тому же, высококлассным), Березовский фактически отказался от собственной интерпретации материала. Даже в тех далеко не редких ныне, а в прошлом и подавно, случаях, когда пианист берет на себя функцию дирижера, он все равно не просто пианист: необязательно обожать и на ура принимать, скажем, Бухбиндера, но у Бухбиндера есть определенный интерпретаторский подход к Бетховену, к Моцарту (он не всех устраивает - это отдельная тема), а Березовский занят только собой, своей игрой, максимально эффектной самопрезентацией. Оркестр работает, предоставленный себе - без ритмических сбоев, по счастью, но и без осмысленного взаимодействия с солистом. То есть играет солист, а оркестранты подыгрывают, и получается в целом не так интересно, как могло быть при наличии "настоящего", да хотя бы самого завалящего дирижера.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment