Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Евангелие от Иллариона

Не первое для меня знакомство с "Страстями по Матфею" митрополита Иллариона - они ведь звучат в фильме "Дирижер", а точнее, фильм православного режиссера Лунгина служит видеооформлением ("прикрытием") опусу митрополита:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2257238.html

Но дабы не уподобляться тем, кто спектаклей Богомолова не смотрел и книжек Пастернака не читал, а все-таки оскорблен надругательством над великой русской литературой и клеветой на героический советский народ, набрался сил и заставил себя, дав зарок не выключать и не переключать телевизор (с интернетом такое не пройдет, я бы точно не выдержал), от начала до конца не просто слушать, но и смотреть, как оркестр под управлением Федосеева, хор и солисты при поддержке видеохудожников полтора часа кряду преподносят публике илларионовы "Страсти по Матфею", а сам благочинный автор выступает в роли Евангелиста.

Владимир Наумович Ойвин любит повторять, намекая на предыдущее место "служения" митрополита, что "не каждый композитор, живший в Вене, имеет основания считать себя венским классиком", но этим, по-моему, он только льстит Иллариону, потому что рассуждать всерьез или хотя бы иронично, о том, хороший или плохой композитор Илларион, хорошую или плохую пишет он музыку - тоже лесть. Плохие композиторы, писавшие плохую музыку - это Хренников и Кабалевский, которые (даже не оценивая их чисто человеческих качеств) все-таки были композиторы и писали все-таки музыку. Илларион - в принципе не композитор (в еще меньшей степени, чем его коллега Тихон - кинематографист), и то, что он делает - не музыка в принципе. Что наглядно продемонстрировало мультимедийное шоу в азербайджанском "Крокус-сити холле", которую показал накануне общеправославного шабаша боговдохновенный телеканал "Культура". Если убрать из этого синтетического (или, если угодно, "синкретического", как предпочитают выражаться особо утОнченные ценительницы изящных искусств) действа декорацию, видеопроекцию (которая сама по себе чудовищно безвкусна), костюмированную пантомиму солистов и авторское чтение Евангелия (я имею в виду автора оратории, а не Евангелия, хотя Илларион, похоже, и текст Матфея готов присвоить, им, православным, палец в рот не клади) - ничего не останется, ибо (на православный лад выражаясь, не обойтись без "ибо", "дабы" и "сие") музыки в илларионовых "Страстях..." нет как факта.

Хотя играет оркестр, поет хор, а иногда и солисты - но приличные, в сущности, исполнители (Аглатова, Татаринцев, тот же Федосеев, наконец) лишь подчеркивают какой-то непереносимый дилетантизм автора. Оркестровка до похабного примитивна - а ведь Илларион, надо думать, имеет возможность отдать оркестровать свои опусы более-менее профессиональным музыкантам, да и не брезгует этим наверняка, но выбирает, видимо, "профессионалов" на свой вкус и себе подстать. Про тематический материал нечего и говорить - это откровенное убожество, недопереработанное вторсырье. Но что все-таки в Илларионе любопытно - и тут уместно вспомнить как раз "венских классиков" - ориентирован главный православный композитор современности в гораздо большей степени на европейский и в значительной мере светский музыкальный канон, а отнюдь не на "русский" (если считать русскими "русских композиторов", среди которых, в разбросе от Чайковского до Кюи, ни одного этнически русского не обнаружить и под микроскопом) и тем более не церковный "православный". Вернее, "православные" мотивы (в илларионовой версии подозрительно смахивающие на советскую киномузыку 1970-1980х годов) механистически "вклеиваются" Илларионом в концепцию и конструкцию, заимствованную у европейских мэтров, из чего возникает дичайшая эклектика (понятие "полистилистика" здесь не годится, поскольку игрового начала, а тем более иронии, Илларион как все графоманы, а облеченные саном подавно, лишен начисто). Однако в основе все-таки - и композиционной, и стилевой - у Иллариона именно австро-немецкий классицизм, отчасти в ход идет и поздний романтизм, в том числе оперный, но отнюдь не "знаменный распев", и неумело подражает он Моцарту, Брамсу, иногда Верди - а не Рахманинову и не Чеснокову. Моцарт и Брамс, конечно, используются Илларионом лишь в качестве клише для изготовления вокально-симфонического контрафакта, но на мой взгляд, примечателен не уровень "подделки", а ориентация на "чуждый" образец. Поносящие "бездуховный запад" православные иерархи не только кататься предпочитают на автомобилях-иномарках, не только часы в дар принимают исключительно импортные (уж черт бы с ними), но даже и в "музыкальном", прости, Господи, творчестве "патриотизмом" брезгуют, почитая сие за низость.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments