Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Ксения Дудникова в МЗК: Вагнер, Мусоргский, Доницетти, Сен-Санс, Пуччини, Чилеа, Оффенбах

Из ассортимента на один и тот же вечер - Джиоева в КЗЧ, Семенчук в БЗК, Дудникова в МЗК - при прочих более-менее равных условиях по номинальной "статусности" Дудникова явно уступала конкуренткам, но у меня даже раздумий не было, идти на ее сольник или нет. Ксения Дудникова - на мой взгляд, самое интересное русскоязычное меццо-сопрано в своей возрастной категории, и уж во всяком случае идеальная Марфа в "Хованщине" Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, по каким-то совершенно непостижимым соображениям не попавшая даже в персональную номинацию "Золотой маски" за эту выдающуюся роль в действительно лучшем оперном спектакле сезона:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3223089.html

Другое дело, что Дудникова - не камерная певица, а настоящая и очень значительная, да еще и с перспективами, оперная артистка, в чем много редких плюсов, но в пространстве МЗК и вообще в камерном формате ее вокалу тесно.

Что по первому отделению было не так заметно. Открывала вечер Дудникова "Пятью стихотворениями Матильды Везендонк" Вагнера, которые исполнила выразительно, проникновенно, но слишком "по-русски", что называется, "от души" - ну да Вагнер тоже не Шуберт и не Шуман, изысканность тут менее важна, чем мощь, все-таки предпочтительнее, однако, скрытая, не столь откровенная. В то же время когда те же "Пять стихотворений..." исполняет, к примеру, Вальтрауд Майер, то ее, при безупречном попадании в стиль, уже (в нынешней ее вокальной форме) дальше третьего ряда партера не слышно, особенно если она выступает на крупной площадке, в большом зале (а ради малых залов Майер никто в Москву не повезет), тогда как Дудникову, надо полагать, слышала и Семенчук, параллельно певшая Гаврилина с Таривердиевым в БЗК. Центральным, ключевым "блоком" концерта однозначно стали "Песни и пляски смерти" Мусоргского - и по музыке ничего сравнимого в программе не нашлось, и Дудникова в Мусоргском абсолютно органична. Написанные все же для мужского низкого голоса, "Песни и пляски..." в "женской" версии получают дополнительное своеобразие, коль скоро главная, сквозная героиня цикла (а можно сказать - моно-оперы) есть Смерть, и прежде всего это касается "Колыбельной" и "Трепака", где смерть мужика "обнимает, ласкает", а Дудникова в кульминационный момент еще и добавила "фольклорных" обертонов голосу, получилось очень здорово, мороз по коже. При том что "Песни и пляски смерти" звучат постоянно и порой в исполнении уникальных, легендарных, однако не первой молодости певцов (Феруччо Фурланетто, Роберт Холл), реже певиц, Дудникова исключительно индивидуальна, ее голос, помимо силы, красоты и нерастраченной свежести в сочетании с уже достаточным опытом и культурой, школой, осмысленностью в обращении с материалом, а также широким диапазоном, обладает еще и необычайной пластичностью, и переходы от драматизма к гротеску, от плача к насмешке ей дается без видимых усилий, естественно и точно в соответствии с содержанием. Аккомпаниатором выступала постоянный концертный партнер Хиблы Герзмавы пианистка Екатерина Ганелина, ученица Веры Горностаевой - тандем превосходный. В общем, первое отделение шло по нарастающей, если к Вагнеру при желании еще можно было придраться в связи с эмоциональными и голосовыми перехлестами, то Мусоргский вышел просто потрясающим.

Второе отделение началось с арии Леоноры из "Фаворитки" Доницетти, и справедливости ради стоит отметить, бельканто - не самый выигрышный репертуар для Дудниковой (да, наверное, и для всякой меццо), еще и оперная ария в МЗК, где после очередной реконструкции убрали скрипучие кресла, но акустика стала еще более сложной, зал очень "гулкий": короче, принцип "развернись, душа, гармошкой" с Доницетти не канает, при всех голосовых достоинствах певицы получается - в лучшем случае - что-то близкое к Верди. Арию Далилы из "Самсона и Далилы" Сен-Санса певица выбрала не самую шлягерную, что делает ей честь, и французский романтизм (как показал в дальнейшем и оффенбаховский блок) Дудниковой ближе, чем итальянский оперный репертуар, что касается не только бельканто, но и, пусть в меньшей степени, веризма. В арии Чио-Чио-сан выступила коллега Дудниковой по МАМТу Елена Гусева, сказать про которую, что она украсила вечер своим участием, было бы сильным преувеличением. После ее сольного номера прозвучал дуэт Чио-Чио-сан и Сузуки из "Мадам Баттерфляй", где служанка-Дудникова очевидно превосходила в культуре пения и во владении голосом госпожу-Гусеву. После вполне проходной дудниковской арии принцессы Буйонской из "Адрианы Лекуврер" Чилеа еще раз вышла Гусева с арией Амелии, но это, грубо говоря, уже был полный отстой. В отсутствие бисов Дудникова спасла завершение насыщенной и разнообразной программы превосходным исполнением арии Никлауса (нечастный номер в сольных концертах) из "Сказок Гофмана" Оффенбаха и шлягерной "Баркаролой" в аккуратно сделанном дуэте с той же Гусевой.

В целом концерт получился при всей неравноценности ожидаемо интересным - и благодаря замечательному взаимопониманию певицы с аккомпаниатором, и по подбору материала (кстати, в ближайшей "Мадам Баттерфляй" МАМТа Дудникова по замене поет Сузуки, а Никлауса в "Сказках Гофмана" - только в июне). Но коль скоро Дудникова собирается развиваться в направлении сольного камерного концертирования, ей, конечно, надо тщательнее думать и над программами, и над обстоятельствами внешними, начиная с акустических условий помещения для выступлений (вряд ли певица впервые в жизни оказалась в МЗК - значит, стоило заранее соразмерить возможности голоса с параметрами зала), заканчивая, да, сегодня для артиста это тоже важно и нечего стесняться, привлечением вменяемой публики, чтоб не выступать при закрытом балконе перед полупустым партером, в котором глухие, но, к сожалению, не немые старухи заполняют паузы между Вагнером и Мусоргским возвышенными беседами типа "что хоть за цикл?"-"да на стихи какой-то женщины".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments