Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Хани-Мани" реж. Арсен Агаджанян, Сурен Шахвердян, Артем Багдасарян, Варнат Акобян

Когда создатели "Хани-Мани" получили в Выборге спец-приз (то есть не главный) в конкурсной программе копродукций (то есть не основной), они радовались, как никто и никогда в мою бытность на этом фестивале. Я фильм пропустил, поскольку в момент его показа мы дружной компанией отправились в местный городской театр на спектакль по пьесе Арбузова "Мой бедный Марат", и потом, когда пытался выяснить у очевидцев, что там с фильмом, слышал - ну это армяне-любители сделали комедию о том, как от гомосексуализма излечиться. По сути описание довольно точное, хотя и не исчерпывающее. Начиная с того, что действительно, собралась армянская компания, профессионального отношения к кино не имеющая, никогда прежде фильмов не только не снимавшая, но, по впечатлениям от увиденного сдается мне, особо и не смотревшая, на более-менее собственные средства сделала фильм, почему-то рассудив, что если про гомосексуализм - то будет смешно. Могло быть, наверное, смешно - получилось, на мой вкус, не очень. Впрочем, не смешно в "Хани-Мани" рассказано не только про гомосексуализм, но и про все остальное, вплоть до армян и Армении.

Главного героя зовут Вилен, он же Вилик - дородный 40-летний отец семейства, работник некой финансовой организации, которому шеф поручил привлечь инвестиций на 50 миллионов с Запада, а иначе - заявление на стол. По каналам армянской госбезопасности Вилен узнал, что представитель голландских инвесторов на самом деле - восточный немец, то есть ярый антисоветчик, а следовательно, всех русских, и в частности армян, ненавидит, а до кучи он голубой (любопытно, что играющий гейропейца Йонас Версяцкас, актер Оскараса Коршуноваса, в литовском фильме "Анархия в Жирмунае", который по армянско-русским стандартам сошел бы за гейский, вернее, за лесбийский манифест, выступал в роли бандитского главаря). Вызнав о намеченном у этого Питера (а как еще могут звать, думают армяне, голубого немца? разумеется, питер он и есть питер) свидании в Ереване с известным бандитским авторитетом, "под которым весь рис", Вилик готов подложить под гостя своего чуть менее упитанного сотрудника, но приезжий раскрывает все планы и путает карты. Тогда Вилик везет Питера в армянскую деревню, поит персиковой водкой, на глазах немца режут барана, а когда тот в ужасе теряет сознание, едва успев прошептать "варвары", Вилик его отпаивает водкой со словами - сам ты, дескать, варвар, баранов вы поди тоже режете, так еще и мальчиков любите, и нашим детям свой образ жизни навязываете, а ведь так вы просто затрахиваете свои комплексы. И правду - немец тут же вспоминает, что в юности любил самую красивую на свете девушку Лизу, Вилен звонит кому надо, и наутро, проспавшись, Питер получает доставленную прямо на деревню вертолетом Лизу, несколько повзрослевшую, вероятно, но по-прежнему самую прекрасную. Естественно, тут же позабыв про мальчиков, Питер подмахивает документы на инвестиции 50-миллионные инвестиции, но Вилен рвет бумаги, не надо ему питерских денег. И правильно - вскоре он узнает, что получает сто миллионов. На Институт развития демократии.

Вилена любят деньги, это ему говорит жена, это он признает и сам, каждый раз кусая тещину лепешку и обнаруживая в ней монетку. При этом голос за кадром напоминает, что родился Вилен в годы сытости и благоденствия - в СССР, то есть. Те годы, вещает голос, остались в далеком прошлом - но прошлое никуда, похоже, не делось: уличные нищие в Ереване хохочут, читая на рабочем месте Зощенко, старики играют в шахматы, натянув на себя майки с надписью в СССР, так и живет "онезависемленная и одемокраченная" (дословная цитата из фильма) Армения, где народ между собой общается на армянском, когда речь идет о чем-то несуществом, но стоит заговорить о важном - переходят на русский, в том числе и с голубыми восточными немцами. При этом заверив супругу, что засидится на работе в ночь, Вилен вечерним рейсом летит в Москву, там гуляет с друзьями в ресторане, куда "сватает" таксиста, оказавшегося балалаечником, а русский друг, чтоб устроить балалаечника, прямо в течение ночи выкупает ресторан и увольняет управляющего, решившего было, что со своими музыкальными инструментами приходить и играть нельзя. Погуляв-проплясав ночь под балалайку и наутро покатавшись на поливальной машине подстать героям "Я шагаю по Москве", Вилен отправляется обратно в Ереван дорабатывать контракт с европейскими инвесторами. И можно только догадываться, что если обедневшие, онезависимленные и одемокраченные (насильственно, надо полагать? гейропейцы им так подкузьмили?) армяне нынче вот так живут, как же они жили в дни сытости и благополучия, в составе, то есть, СССР?

Кроме того, в фильме есть побочная линия про духовой оркестр, где один из музыкантов, к примеру, жалуется - сын в Америку уехал, а его там посадили, он ребенка бил. Ни за что, суки, посадили - он же собственного ребенка бил, от избытка извечного армянского чадолюбия, а сосед увидел и полицию вызвал, ну да что там, сын и сам хорош, ему отец говорил - не езди ты в эту Америку, картонка, а не страна, оставайся дома, а он говорит, поеду, там у меня будет шанс показать себя ну вот и показал. До самого конца непонятно, при чем тут оркестр, к финалу же один из трубачей оказывается шофером Вилена, которого вечно не дозовешься. А еще Вилен (что, кстати, расшифровывается как В.И.Ленин, но сценаристы об этом то ли забыли, то ли не знали) видит сны - в начале фильма ему снится Папа Римский, отменяющий все деньги и уезжающий в Мекку, а в конце - как сам Вилен посреди бескрайних армянских лугов в цвету с сами Господом беседует, пока не разбудят. А как разбудят - в газетах новости, Папа Римский отрекся от Святого престола, сон, стало быть, в руку и неспроста. Почему-то про армянского католикоса не пошутили - жаль, а может, он тоже голубой и состоит в сексуальных и разведывательных сношениях с турками? Было бы забавно.

В общем, "Хани-Мани" - кошмарный сон просвещенного киномана, и я лишний раз за себя порадовался, что не принадлежу к таковым. Причем, насколько я улавливаю авторский замысел, так и задумано, чтоб покошмарнее, потому что так будто бы веселее. по титрам, путано-шутливым, невозможно понять, кто что нарежиссировал, кто как поучаствовал, и в каком качестве ангельскую поддержку проекту оказывала Мария Саакян, чьи собственные фильмы, мягко говоря, совсем непохожи на "Хани-Мани". Компания друзей придумала и исполнила все это как бы смеха ради, но, понятное дело, объект для иронии определяли разборчиво, с толком, с оглядкой и с острасткой: европейцы, гомосексуалисты, Папа Римский - это смешно. Не знаю, какие свои комплексы они таким образом "затрахивают".

Правда, в одном месте прокололись - то бишь прикололись над русскими девушками, в частности, над некой Машей, которая "какого-то Хачу все время звала, повторяла: писат хачу, писат хачу" - русские, между прочим, не гейропейцы-толерасты, за свою машу могут первому под руку попавшемуся хачу и рыло начистить. Но вряд ли станут связываться - в целом-то "Хани-Мани" отражает тоску армян по России, по Советскому Союзу, где им так сытно и благополучно жилось (русским, это я по личному опыту сужу, не столь сытно, и они, опять же припоминаю без подсказки, "черным", каковыми называли всех кавказцев без разбору, люто завидовали, а завидуя, ненавидели - но это ж комедия, зачем о плохом думать). С русскими просто, они не то что европейцы или американцы: голубым не потакают, хочешь детей бить - сколько угодно, смеяться над бабьем - пожалуйста. Ну да на то они и русские, а лично я, признаться, если уж не об армянском кинематографе и не об армянском юморе, но о самих армянах, об армянском народе, о его культуре предпочел бы придерживаться лучшего мнения, но если уж армяне себя вот такими видят и показывают, то ничего другого не остается, как только с ними согласиться.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments