Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

филармонический оркестр Балтийского моря в КЗЧ, дир. К.Ярви, сол А.Торадзе: Прокофьев, Стравинский

При первом взгляде на оркестр возникает мысль, что музыкантов туда набирали не из консерваторий, а по модельным агентствам. Когда оркестранты берутся за инструменты и начинают играть, эта мысль не исчезает. Дирижера Ярви-мл. тоже хоть сейчас бери да помещай на обложку глянцевого журнала, и непременно фото в рост: ему хорошо за сорок, но физической формой он своим восемнадцати-двадцатилетним подопечным дает наглядный пример. Жаль, что к музыке все это имеет косвенное отношение, как и сам проект международного оркестра, реализованный буквально за неделю (!) до их московского концерта на основе просуществовавшего восемь лет Балтийского молодежного, и хотя теперь эпитета "молодежный" в названии нет, а осталась только привязка к морю, идея объединить музыкантов из десяти разных стран региона (Россию они тоже считают, бедолаги), чтоб, значит, демонстрировали миру общий порыв народов к миру и дружбе, по сути своей чисто политическая.

Свою политическую миссию, как продемонстрировало московской выступление оркестра, проект на присущем ему уровне выполнить способен. Мне раньше доводилось видеть, как оркестранты пляшут вместе с инструментами и подпевают - венесуэльцы у Дудамеля, например (и тоже, что характерно, акция сугубо политическая, хотя и с противоположным идейным посылом: у Ярви - интернационализм и сообщество свободных народов, а у Дудамеля - социализм в отдельно взятой стране, доступ к культуре представителям "низов" общества, "воспитание" через "приобщение к искусству"), но чтоб дирижер, пока оркестранты играют и поют, пританцовывая в обнимку с виолончелями и фаготами, эстонскую народную песню (включая чернокожих - наверное, Норвегия и Швеция поделились своими), самолично спрыгивал в партер, а потом карабкался в амфитеатр, перелезая через кресла, благо физподготовка позволяет, и всюду по пути выдергивал с мест баб и мужиков, пускаясь вместе с ними в пляс (а они-то и рады, куды там), такого до сей поры не видал. Общее ликование, разумеется, обеспечено. Тем более, что эстонец еще и по-русски говорил, обращаясь залу с мирными инициативами - чем лишний раз убедил русских, что независимость Эстонии - явление фиктивное и кратковременное, там их снова ждут вместе с танками, красными флагами и православием. Ну можно считать, что задание отработал. Правда, там еще и какую-то музыку до этого все же играли. А в первом отделении - даже Прокофьева. И вот это уже обидно.

Во втором отделении, предшествующим уже откровенно разлюли-бисам, шел блок разноплановых симфонических опусов, и как-то без нервов, спокойно. "Жар-птица" Стравинского, завершавшая официальную программу, получилась так и вовсе неплохой, разве что малость нудноватой. До нее две оркестровые вещицы современных авторов были еще скучнее, но короткие: свежее, 2014 года, сочинение живого классика Арво Пярта "Лебединая песнь" - заунывная благозвучная симфоническая шняга, уместная на сериальных титрах, и по объему как раз для того подходящая (а чем не название для телесериала - "Лебединая песнь"?); и "программная" минималистская штучка Гедиминаса Гельготаса "Горы. Воды (Свобода) 2015 года, подозрительно напоминающая инструментальные эпизоды ораторий Владимира Мартынова на тексты Велимира Хлебникова. Далее последовали бисы - Бах в обработке Стравинского оказался опять-таки похож на саундтрек к посредственному кинофильму, Генделя приблизили к симфо-року, Сибелиуса отыграли как-то между делом, после чего и перешли к эстонской песенке с последующими песнями и плясками народов мира. А в первом, коль скоро гастроли выпали на день рождения Сергея Прокофьева и волей-неволей завершали начатый Гергиевым с утра Прокофьев-марафон, поставили его Первую симфония и Третий фортепианный концерт.

В результате получилось, что за день я Первую симфонию Прокофьева слушал дважды в исполнении разных оркестров и с разными дирижерами. Ну для Гергиева она - дежурное блюдо, так что при всех шероховатостях версия Ярви вышла как минимум посвежее, отдельные голоса в оркестре у него "просматриваются" лучше, при том что меня раздражало, как дирижер "раскачивает" (совершенно некстати, чисто ради выпендрежа) темпы, "рубит" в мелкую капусту отдельные эпизоды и без того коротких, предельно внятных по структуре частей. Но кульминацией вечера ожидался 3-й концерт с Торадзе. Я второй раз только сталкиваюсь с давно живущим в США Торадзе - и снова в прокофьевском репертуаре, только с утра вспоминал выдающийся вечер, когда Гергиев несколько лет назад в одной программе с 2-м фортепианным концертом играл 2-ю и 3-ю симфонии, солировал тогда тоже Торадзе, и очень здорово:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2258979.html

2-й концерт мне ближе, чем 3-й, который звучит, наряду с 1-м, чаще остальных, но в интересном, качественном исполнении он, конечно, великолепен. В исполнении Торадзе это было нечто громыхающее и бестолковое, в манере не экспрессивной, но разнузданной (дьявольская разница), то есть уж если форте - так пропадай моя телега, а на пиано - бессвязная невнятица. Так же неряшливо, приблизительно, но срывая восторженные овации у благодарной аудитории, Торадзе выдал на бис Баха, что ли, но я к этому времени уже сидел оглушенный и разочарованный окончательно, так что дальнейшие радости, сюитки-поэмки, последовавший за ними барочно-фольклорный кроссовер и танцы под луной меня уже совсем не захватывали.

Если симфонический оркестр создан и существует по принципу "смех и радость мы приносим людям" (людям? каким людям? - я бы все-таки не отбрасывал эти вопросы заранее), то пожалуйста, но тогда речь идет об арт-перформансе, социально-политической затее - в духе модной лет тридцать назад "народной дипломатии" - о "флешмобе", наконец, ну а музыка при чем, тем более музыка Прокофьева в день его юбилея, будь он неладен уже со всей этой кампанейщиной? Музыки, и Прокофьева, и вообще, мне на вечере, продлившемся более трех часов, катастрофически не хватило - танцы, общение, веселье, увенчанное до кучи автограф-сессией, всего оказалось вдоволь, кроме музыки.

Как и симфонию Прокофьева, Ярви "Жар-птицу" Стравинского дирижировал наизусть, так что и пульт не стеснял в движениях его моно-балет, иногда переходивший, по ассоциации с содержанием "Жар-птицы", прям-таки в "поганый пляс". Юноши и девушки в оркестре старались, как могли, соответствовать - но запаса прочности у них, видать, поменьше, и какие-то они, похоже, простуженные, приболели в гастрольном туре (мальчики некоторые на сцене кашляли чаще и громче, чем бабки в зале). Руководитель на досадные мелочи не реагировал, справляясь с ролью массовика-затейника, надо признать, превосходно. Шоуменского обаяния у него не отнять, прыгает и скачет он лихо, выглядит офигенно и в нарочито вольной, "свободного стиля" одежде производит впечатление "свойского парня". Вместе с тем о музыкальности Кристиана Ярви говорить также уместно (то есть это не патологический случай шарлатанства типа Ланга или Струлева) - но, на мой взгляд, в контексте, как эксплуатируется эта музыкальность, на службу чему она поставлена, и что будет с этими симпатичными восемнадцати-двадцатилетними европейцами, когда в их страны вернутся, вдохновленные в том числе и такими вот арт-акциями (а впрочем, в подобных дополнительных стимулах не нуждающиеся) русские оккупанты, покажут им и воду, и свободу, и где раки зимуют.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment