Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Прокофьев-марафон в КЗЧ: Гергиев, Кожухин, Кавакос, Трифонов, Сканави, Рашковский

По утрам я уже и на театральные прогоны тяжело поднимаюсь, тем более на концерты, а чтоб к 11.30, даже не к 12 - ну это должен быть какой-то особый случай. Гергиев до последнего держит содержание программ в секрете (а вернее, просто сам заранее не знает, что будет делать), состав исполнителей меняется ежедневно и чуть ли не ежечасно, прямо в процессе, однако Прокофьев - это Прокофьев, и я к 11.30 был в КЗЧ, и даже начало задержали всего на стандартные 10 минут, а не на 40, как Гергиев любит (правда, велась прямая трансляция), и конферансье в лапсердаке с брошью пафосную речь сократил насколько можно, а "чистой музыки" хватило на два с лишним часа без антракта и с минимальными техническими перерывами. Но Прокофьев обладает тем уникальным свойством, что не надоедает и не утомляет в любых количествах, наоборот, подпитывает энергией. А концерт еще и шел в целом по нарастающей.

При том что исполнение Денисом Кожухиным 1-го фортепианного концерта я бы назвал откровенно неудачным, если говорить именно о солисте: поверхностно и невнятно, ни мысли, ни эмоции, какой-то рахманиновский псевдолиризм в средней части, и все отдельно от оркестра, против ожидания неплохого. Дикую энергию "Скифской сюиты" можно было бы упаковать аккуратнее, но здесь Гергиеву удалось главное - обозначить, помимо очевидных параллелей с "Весной священной", принципиальное стилистическое, а также и мировоззренческое различие между Прокофьевым и Стравинским. Ну 1-ю симфонию оркестр отыграл попросту на автомате, а дальше началось нечто замечательное.

Совсем недавно 1-й скрипичный концерт, по популярности сильно уступающий более позднему 2-му, играл Ситковецкий с Федосеевым, и тоже на свой лад удачно:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3271067.html

Но Леонидас Кавакос сотворил чудо и для себя эту вроде бы знакомую музыку открыл практически заново - показал идеального Прокофьева, с его резкой, колкой иронией, без соплежуйства, без внешней аффектации. Звук кристальной чистоты и ясности, осознание "театральности" прокофьевской музыкальной драматургии в том числе и в чисто оркестровых и даже инструментальных опусах; и вместе с тем за театральностью - ненаигранная исповедальность как необходимость иногда, изредка приоткрыть маску и обнажить душу (есть у музыки Прокофьева и такое исключительное свойство).

Кантата "Семеро их" в прошлом сезоне звучала в концерте Владимира Юровского, открывая важный вечер, приуроченный к светлановской "круглой" дате:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2652226.html

у Гергиева же ею перемежались два крупных прокофьевских опуса, так что большого значения ей тут не придавали, хор, несмотря на огромный состав (человек семьдесят, наверное) безнадежно потерялся за оркестром; солист Игорь Морозов из "Геликона", который за последний сезон делал большие успехи в классическом репертуаре (Садко, Ленский) тоже неуверенно себя чувствовал там, где требовалась совсем иная вокальная техника, близкая к мелодекламации, старательно форсировал, но в стиль не попадал. А завершался московский блок марафона 2-й симфонией.

Я всего второй раз слушал ее в живом исполнении, и оба раза это был Гергиев со своим оркестром, а больше за нее никто и не берется, не помню случая, чтоб 2-я симфония Прокофьева где-нибудь мелькала бы на афишах. Потрясающая вещь, 1925 год, симфоническая вершина "авангардистского" периода Прокофьева, энергией от нее заряжаешься, как от трансформаторной будки, и не хочется, чтоб вариации второй части заканчивались. Не наслушавшись на концерте, дома включил запись - у меня всегда под рукой выпущенный некоторое время назад "Мелодией" полный цикл симфоний Прокофьева, записанных Рождественским, и у Рождественского, в частности, 2-я симфония подается более "аналитично", в его версии проще уяснить, как она композиционно организована, как построены вариации, у Гергиева же поток захватывает и уносит. И все-таки правильно, что Прокофьева надо играть и слушать с утра, с самого ранья - если ставить на ночь, то не заснешь, я после 2-й еще и 3-ю заодно послушал (тем более, что когда недавно ее играл Юровский в МГУ, мне про это ни одна блядь не сказала и я пропустил).

Гергиев уже мчался на "Сапсане" в Питер, чтоб вечером продолжить "марафон" там, а в КЗЧ оркестр на вахте сменили пианисты. В программе дневного блока изначально стояла соната для двух скрипок, потом ее заменили сонатой для скрипки и фортепиано, но с участием Леонидаса Кавакоса, к финишной черте Кавакос, блестяще исполнивший 1-й скрипичный концерт с оркестром в утренней части "марафона", не дошел; с каждым днем исчезали из списка заявленных произведений "Мимолетности", "Сарказмы", фортепианные миниатюры - ну да, это Гергиев, с ним надо быть готовым уже сидя в зале после третьего звонка услышать "в программе произошли небольшие изменения, сейчас перед вами выступит Лариса Гоголевская". Без Гоголевской на этот раз обошлось, но от обещанной роскоши осталось пять ранних фортепианных сонат, и еще двое из пианистов сыграли по бису.

По какому принципу распределялись сонаты между исполнителями - неизвестно, сами ли выбирали, играли по заданию или тянули жребий, а только 1-я и 3-я выпали Даниилу Трифонову, главному любимцу публики из всех участников концертного блока, что лично для меня большая загадка. 1-ю сонату, однако, послушать в любом случае любопытно, ее практически не играют, да этот куцый ученический экзерсис и в самом деле абсолютно несамостоятельный, в нем "прокофьева" считай что еще и нет. 3-я - вещь посолиднее, но у Трифонова все одним цветом: манеры и нервы, и то же на бисе - фрагменте из 1-го акта "Золушки" в переложении для фортепиано. Завершал программу Кожухин 5-й сонатой, в отсутствии оркестра он работает спокойнее, но тоже не слишком интересно.

Вообще в том, чтоб играть сонаты Прокофьева подряд, ничего сверхъестественного нет, музыка разнообразная и не приедается, а исполнители сменяются и не устают; несколько лет назад похожий "марафон", только без помпы, без медийной поддержки, а как честные музыканты, не ради пиара, а ради творчества, устраивали ученики Элисо Вирсаладзе в МЗК, где, кстати, самую "шлягерная" 7-я досталась тогда нынешнему старушачьему любимчику Дмитрию Шишкину:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2220315.html

Но у Гергиева и его конторы хорошо еще если музыке не идет в ущерб пропагандистская катавасия, непременно возникающая (неслучайно, конечно же) вокруг любого его проекта и нынешнего "марафона" в особенности. Тем важнее, что в рамках фортепианного "блока" для меня стали настоящим открытием Катя Сканави и Илья Рашковский. Сканави - известная музыкальная фамилия и вроде постоянно на слуху, а вот, однако ж, я до сих пор на выступления Кати Сканави не попадал. 2-я соната в ее исполнении - еще и новое открытие этой музыки для меня, хотя у меня есть диски с записями и Рихтера, и Крайнева; после этого вечера (ну то есть формально - дня) хочется послушать Сканави больше и в разном репертуаре. А про Илью Рашковского, ученика, кстати, Крайнева по Ганноверу, я до сих пор к стыду своему и вовсе не знал. Как же он порадовал 4-й сонатой Прокофьева - передать нельзя! Полтора года назад мне довелось слышать, как 4-ю сонату играет Евгений Кисин, и это было вообще не похоже на Прокофьева, да и ни на что не похоже:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2989005.html

А то, что показал Рашковский - ну я не взялся бы утверждать, что "настоящий Прокофьев", но я для себя вижу и понимаю эту музыку именно так, попадание лично в меня произошло абсолютное. Жалко, что Рашковский сыграл всего один бис - эпизод из 2-го акта "Ромео и Джульетты", я бы послушал его еще, и если Сканави в Москве выступает, то насчет Рашковского - не уверен.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments