Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Прогулка в темноте" в культурном центре на Хитровке, реж. Ирина Кондрашова

Я думал, что уже бывал в центре на Хитровке и смотрел там когда-то "Злую девушку" Пряжко - оказалось, это было рядом, "на Хохловке" - а культурные центры нынче повсюду, процветает, стало быть, культура. Центр "на Хитровке" - новое место в подвалах под сводами ...мнадцатого века, площадка для разных прогрессивных арт-мероприятий, первым из которых официально стал показ "Прогулок в темноте" Ирины Кондрашовой. Признаться, предуведомление "театр художника" и "по мотивам картин Шагала" доверия не внушал и только вносил путаницу. Прямого отношения к Шагалу эта "Прогулка" точно не имеет, разве что косвенно отсылают к одноименной картине символическим мотивом полета над собственным прошлым. "Театр художника" - ближе к теме, хотя понятие слишком расплывчатое и под ним может предлагаться что угодно. В данном случае все-таки "театр художника" дает некоторое представление о спектакля, мир которого создан вручную из обрывков газет и спичечных коробков, а управляется всего двумя исполнителями. На столе-планшете четыре "модуля" этого мира, в первом из которых разыгрывается пролог с взрывами, бомбардировками, какими-то военными событиями, после чего в ретроспективе разворачивается история героя. Блок второй - детство в маленьком городке, уроки музыки. Блок третий - переезд в мегаполис, взросление. Третий блок - пляжный курорт, начало семейной жизни. Затем возникает дополнительный, пятый "модуль" - условно-античное пространство, похожее на древний Рим с портиками и подобием Колизея; здесь герой оказывается в буквальном смысле на руинах, хотя скорее - в переносном.

Общение с режиссером подтвердило мои предположения, что война изначально - образ метафорический, герой - не жертва бомбежек или терактов, "взрывается" изнутри его собственная жизнь. Надо сказать, что в плане использования технических приемов "Прогулка в темноте" сделана презанятно, тем, кому подобный тип театра в новинку, будет особенно интересно, я такое уже видел не раз, но все равно - фантазия и вкус у авторов спектакля в наличии. Человеческие фигурки из бумаги пульсируют "сердцами"-фонариками, картинка с помощью мобильной веб-камеры выводится на мониторы - впрочем, видеоизображение интересно лишь в сравнении с тем, что происходит на планшете непосредственно, а планшет нормально видно только с первого ряда (по счастью, я успел занять хорошее место). Ножницы и кусачки, веревочки и конфетти, хлопушки и горящие спички - на час представления технических примочек хватает. Одна из самых удачных и оригинальных находок, по-моему - эпизод с кастрюлей как аллегория семейной жизни героя, когда в электрическую скороварку режутся и трутся на терке бумажные фигурки людей, овощи, разные мелочи, все взбалтывается миксером - а в результате герой остается на развалинах. Но после катастрофы его мир в прямом смысле собирается из кусков в целое - все использованные на протяжении спектакля "модули" объединяются в куб, и герой с его заново пульсирующим сердцем-фонариком в нем замкнут - и все-таки выбирается за пределы, то есть его оттуда вытаскивают ангелы. Фишка с ангелами, хотя сделаны они столь же искусно, как весь остальной бумажно-спичечно-перьевой хенд-мейд, меня малость покоробила своей прямолинейностью, а в остальном - на удивление профессиональная в своем роде работа.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments