Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Сервилия" Н.Римского-Корсакова в театре им. Б.Покровского, реж. Ольга Иванова, дир. Дмитрий Крюков

Зал театра преобразился до неузнаваемости - амфитеатром воздвиглись обитые красным бархатом лавочки (правда, зрительских мест стало сильно меньше), галереи превратились в аркады, а стены и потолок покрылись щитами "под бронзу": будто попадаешь в древнеримский дворец, и красные туники на темно-золотистом фоне декорация смотрятся весьма выигрышно. Великолепно работает оркестр - дирижером-постановщиком выступил Рождественский, но я слыхал, что у него темпы поспокойнее, а с Крюковым музыканты играют до того бодро и ровно, что можно было бы заслушаться - к сожалению, "Сервилия" Римского-Корсакова сто лет никому не была нужна не в силу чьего-то недосмотра, а просто музыка действительно очень средняя, и это еще мягко сказано. Первый из пяти актов удручающе однообразен, и лишь жесткие, почти маршевые ритмы не позволяют партитуре рассыпаться. Далее время от времени возникают на протяжении пяти актов отдельные симпатичные номера - "вакхическая" песнь одного из сенаторов, сразу после того оклеветанного и сгинувшего, сольная ария заглавной героини с благозвучным и волнующим оркестровым интермеццо, сцена гадания, на которых композиторы круга Римского-Корсакова руку-то набили... В основе либретто - пьеса Льва Мея, но по набору сюжетных мотивов напоминает "Сервилия" не столько его же "Царскую невесту", сколько "Хованщину" Мусоргского: религиозные и политические преследования, попытки военного переворота, подлость и жертвенность в проявлениях любовной страсти, мистические явления в историческом антураже - только антураж тут, в отличие от прочих опер Римского-Корсакова, не древнеславянский и не старорусский, но античный, римский; что, конечно, невольно придает происходящему на сцене, при всей музыкальной мощи и пышности оформления, комический эффект. Тем более что художник Виктор Герасименко расписал интерьер времен Нерона не только именами императоров, правивших как до, так и уже после вышеупомянутого, но еще и добавил вряд ли близких по смыслу, а скорее используя их в качестве орнамента, подвернувшихся под руку латинских изречений, среди которых особенно бросается в глаза картезианское "Cogito ergo sum": Рене Декарт жил полутора тысячами лет позднее упомянутых Меем и разыгранных в спектаклей событий и хронологически куда ближе к авторам оперы и нынешним ее зрителям-слушателям, чем к персонажам и их современникам... но это может и шутка такая (тогда уж можно было начертать на панели какой-нибудь рецепт из поликлиники - тоже ведь латынь... или хоть Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus!) Как и наряженный в белые простыни с люрексом призрак, вызванный гадательницей и отравительницей Локустой по просьбе Сервилии в 4-м акте - пластикой и прорезями для глаз он заставляет вспомнить "лучшее в мире привидение с мотором" из мультика про Карлсона ("малыш, тебе страшно? мне нет!").

Хотя в заглавие вынесен женский образ и основная интрига связана с борьбой за обладание дочерью сенатора Сервилией, которую ведут честный народный трибун Валерий Рустик и подлый вольноотпущенник Эгнатий, в начале оперы женского вокала почти нет, но чем дальше - тем больше звучат женские голоса. После того, как предательски перебита часть сенаторов, случился знаменитый римский пожар 68-го года и вообще патрицианское общество несколько поредело, акту к третьему доходит черед до заглавной героини. События, однако, развиваются таким образом, что трибун вынужден защищать оклеветанного бывшим рабом с подачи преторианского префекта-временщика Тигеллина отца Сервилии, а сама героиня под влиянием христианки-невольницы обращается к свету истинной веры и под конец ей уже не до земных страстей, она в финале своей партии призывает к прощению и весьма навязчиво, я бы даже сказал, утомительно заявляет о том, что уверовала бесповоротно. Но как ни странно, при всей драматургической избыточности и вторичности музыкального материала спектакль в целом смотрится неплохо - а на слух воспринимается просто отлично. Практически все вокальные партии удались - я слышал состав с Татьяной Коннинской-Сервилией, Александром Полковниковым-Эгнатием, Захаром Ковалевым-Валерием, а одного из оклеветанных Эгнатием сенаторов, Монтана, которому и принадлежит сладкоголосая песенка эротического (в невиннейшем смысле) содержания, поет Александр Бородейко, заметное приобретение театра - год всего в труппе, но уже очень успешно выступил и в партии лиса Златогривека в "Лисе-плутовке" Яначека, и вот теперь в "Сервилии". Похуже, чем с пением, в театре Покровского с танцами - вакханки, если честно, не впечатляют, за этим - в театр оперы и балета, а Камерный - чисто оперный театр, и при всех объективных недостатках "Сервилии" Римского-Корсакова сделано большое дело: лично мне, положа руку на сердце, интереснее послушать среднюю, но незнакомую, новую для меня музыку, что в стопятидесятый раз ту же "Царскую невесту" или какую-нибудь "Травиату", так что "Сервилия" - в любом случае открытие.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments