Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Через тернии к звездам" реж, Ричард Викторов, 1980

В детстве фильм запоминался глазами Нийи-Метелкиной, именем Туранчокса и позывными "иди на "Астру!", но как и вся советская т.н. "научная фантастика", "Через тернии к звездам" - социально-этическая притча, только Кир Булычов, в отличие от своих "старших братьев" Стругацких, адресуется детям и младшим подросткам (старшие уже переходили к собственно Стругацким), поэтому притчи его совсем примитивны, "стругацкие для самых маленьких". Поэтому сегодня подросшие и даже успевшие постареть советские интеллигенты картину Ричарда Викторова с удовольствием вспоминают прежде всего даже не по поводу ее (для отмазки, для алиби) экологической проблематики, но в связи с "биомассой", которая "пожирает всю органику", но в умелых интеллигентских руках может стать "материалом" для "общества будущего". Небезосновательно считая русских биомассой, интеллигенты по-прежнему рассчитывают, что прежде, чем биомасса пожрет их с потрохами, они своими ручками слепят из нее что-нибудь человекоподобное, но это, на самом деле, еще менее интересно, чем гринписовский пафос. Как ни странно, сегодня "Через тернии к звездам" наиболее любопытны не второй серией, где рассказывается о приключениях "ангелов космоса", спасителей иных миров с коммунистической (а как же иначе?) Земли, где появляется старомодный и едва дееспособный (что придает ему обаяния) робот Бармалей и ворчливый, но забавный профессор "коллега Прулль" - говорящий осьминог с планеты Океан, но первой, "земной" серией. Как и с "Солярисом", кстати, только "Солярис" - бездарная претенциозная пустышка, а "Через тернии к звездам" - вещица хоть и туповатая, но трогательная именно с точки зрения того, как в первой серии раскрываются модели человеческих взаимоотношений, через присутствие в микро-социуме, с одной стороны, инопланетного клона Нийи, а с другой - домашнего робота Глаши. Самая чудесная, по-моему, сцена, когда персонаж Вадима Ледогорова (молодой красавец, в "Терниях" воплощающий тип образцового землянина все в том же стругацком духе - а это для Ледогорова-младшего фактически первая заметная роль в кино - позднее оказался еще и умницей, при первой возможности эмигрировав со всем семейством в Новую Зеландию; Игорь Ледогоров, кстати, в "Терниях" тоже хорош, но выступает в привычном для себя амплуа мрачно-загадочного инопланетного политика, товарища создавшего Нийю доктора Глана, морально небезупречного, но искреннего в своих благих намерениях) ведет Нийю к морю и приглашает ее поплавать, а тут появляется давняя соученица парня и по его собственным словам его "увлечение молодости", причем гостья с таким статусом явно не согласна, провоцирует Нийю, и та "отвечает", используя свои сверхспособности - необычайно тонко выстроенный и сыгранный эпизод, поведение загадочной Нийи ведь можно расценивать и как проявление ее неопытности в человеческом общении, но и как чисто бабскую - в инопланетном клоне тоже обнаруживающуюся при первой возможности - подлую хитрость: по невинности своей Нийя передает, осаживая самодовольную модницу в купальнике, слова про "увлечение молодости", не сознавая, что они значат и как собеседница может на них среагировать, или все сознает и нарочно поддевает ее, чувствуя в ней не смирившуюся "соперницу"? Вот это в самом деле занятно! А то, что Туранчокс делает деньги на нехватке воды и воздуха, и народ (инопланетяне, что с них возьмешь!) терпит свое униженное положение, потому что "стабильность" и "не было бы хуже", а спасителям землянам не верит, зато верит провокаторам, уверяющим, что земляне пришли их захватить и погубить, отравив поледние источники - это останется сегодняшней целевой аудитории вместе с "космической" музыкой ныне православного композитора Рыбникова, мелодии которой он попутно использовал в "Юноне" и "Авось". И возглас в шлемофоне: "Надежда убита!"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments